Многолетние наблюдения, проводящиеся круглогодично в одном и том же пункте, позволяют уловить такие детали в изменении состава фауны, которые ускользают при кратковременных сезонных исследованиях. Именно такими возможностями обладал автор, проводивший орнитологические наблюдения в Архангельской области, преимущественно на территории Слободского бобрового заказника (в 40 км к югу от Архангельска), с 1930 г. по настоящее время.
В данном сообщении приводятся наиболее интересные сведения, не вошедшие в сводку «Птицы Советского Союза» (1951 —1954), позволяющие судить об изменениях орнитофауны воробьиных птиц этого района. По своему характеру эти изменения могут быть разделены на три группы:
I. Проникновение к северу распространенных южнее видов птиц, обусловленное расширением культурного ландшафта. Примером этого рода изменений орнитофауны может служить появление под Архангельском коноплянки (Acanthis cannabina L.), которая с 1949 г. стала здесь обычной, встречаясь вдоль линии железной дороги и в долине Северной Двины. Последние годы коноплянка стала гнездиться также в небольших участках культурного ландшафта, окруженных лесными массивами.
Несколько позднее удалось подметить проникновение к нам другого вида — лесного жаворонка (Lullula arborea L.), который наблюдался и добыт 3.V.1953r. в 40 км к югу от Архангельска. Птица держалась в стайке обычных в наших местах полевых жаворонков. Последние
2 года пение юлы неоднократно слышалось под Архангельском, однако точных доказательств гнездования пока нет.
В дополнение можно указать на более далекое, чем ранее было известно, распространение к северу еще одного вида, непосредственно не связанного с культурным ландшафтом — малой мухоловки. Эта птичка в Архангельской области дошла до южных берегов Белого моря, а к востоку встречается между низовьями Вычегды и рекой Пинегой. Местообитания малой мухоловки на Архангельском севере — сухие высокоствольные ельники, близ осветленных мест.