Впервые парность яйцевого бугорка отмечена у 15-суточного зародыша курицы Майером (Мауег, 1841), других указаний в литературе на этот счет мы не нашли.
Второй случай парности закладки яйцевого бугорка мы обнаружили у 7,5-суточного зародыша грача. Здесь также составляющие бугорок клетки были ориентированы в два комплекса (табл. II, рис. 9). Судя по тому, что мы встретились с двумя случаями парной закладки яйцевого бугорка у весьма разных друг от друга видов, можно думать, что это явление не такое уж редкое среди птиц.
Начальные стадии развития яйцевого бугорка у птиц очень напоминают картину, виденную нами у черепах (табл. II, ср. рис. 1 и 4, 3 и 6). Это позволяет присоединиться к мнению А. М. Сергеева (1940) и де-Бира (1949), что яйцевые бугорки — образования у Sauropsida — гомологичные; по крайней мере для черепах и птиц. Мы упомянули, что у зародыша курицы зубной валик появился вначале только на конце клюва в области закладки яйцевого бугорка. То же самое было обнаружено и у грача; они становились все отчетливей по мере развития яйцевого бугорка (табл. II, рис. 10).
В процессе формирования клюва и его роста зубной валик продвигается все более назад, его толщина увеличивается и он все глубже погружается в подлежащие ткани (табл. III, рис. 4—7). Процесс ороговения, начавшийся на конце клюва, а именно в яйцевом бугорке, позднее захватывает покровы клюва и позади бугорка, с боков и на небной поверхности, особенно вдоль эпителиальных утолщений зубной и губной бороздок (Rose, 1892). Никакой резорбции эпителиальных полосок в клюве, о которой сообщала Карлсон (Carlson, 1896) для крачки, у исследованных нами птиц не обнаружено.
Мы обратили внимание на своеобразное отношение мезенхимы закладок межчелюстных костей и в преназальном отделе клюва. Сгущение мезенхимы, образующее закладку режущих краев скелета надклювья, близко подходит к зубным валикам, подобно тому как это имеет место при образовании зубной мякоти в эпителиальном зубном колпачке развивающегося зуба (табл. III, рис. 1—3).
Ранее нами (Гофман, 1954) было высказано предположение, что в филогенезе птиц скелетогенный материал, предназначавшийся у предков для зубов, был отчасти использован при образовании больших межчелюстных костей. Теперь, пожалуй, можно более определенно высказаться в пользу такого предположения.