Значительное количество опытов, проведенных с 5 утками, не дало нам возможности обнаружить несомненных движений в направлении отодвигавшейся за ширмой кормушки с кормом.
Если кормушка отодвигалась, все утки, как правило, сразу отходили от щели на 1—2 м, останавливаясь где-нибудь напротив ширмы. Однако рано или поздно в результате случайных обходов ширмы и нахождения там корма, у каждой утки вырабатывались односторонние условно-рефлекторные обходы вокруг ширмы. Для выработки одностороннего условно-рефлекторного обхода ширмы потребовалось от 8 до 136 опытов для разных уток. Столь большие различия в скорости выработки этого условного рефлекса объясняются зависимостью первых обходов от случайных причин.
После того как утка обходила ширму 18 раз подряд только с одной стороны, условный рефлекс считался прочным и начиналось его угашение.
При угашении условного рефлекса корм постоянно двигался в сторону противоположную той, которую утка обходила. В первых 20— 30 случаях после начала угашения утки осуществляли свое условно-рефлекторное движение без пропусков. В последующих опытах условно-рефлекторные обходы ширмы становились все реже. Для разных уток потребовалось от 35 до 88 опытов, чтобы условно-рефлекторный обход ширмы был полностью угашен.
Если утка в ходе угашения 3 раза подряд подходила к корму со стороны его движения, т. е. со стороны противоположной той, которую она обходила условно-рефлекторно, кормушка с кормом опять начинала двигаться в обе стороны. После этого в 20—25 случаях поведение уток делалось нестабильным. В продолжение этого периода утки попеременно обходили ширму примерно по одинаковому количеству раз с обеих сторон без всякой корреляции с направлением движения корма. Затем начинали преобладать обходы ширмы с какой-нибудь одной стороны, указывающие, что вторично вырабатывается рефлекторный обход ширмы с одной из ее сторон.