Невозможность объяснить все сложные формы поведения животных, используя для их физиологического анализа только безусловно- и условно-рефлекторную деятельность, потребовала введения понятия об экстраполяционных рефлексах (Крушинский, 1958).
Основанием для введения этого термина послужила способность некоторых животных реагировать на то место, где должен находиться раздражитель, если бы он продолжал двигаться так же закономерно после того, как в результате действия какой-либо помехи перестал восприниматься рецепторами животного.
Экстраполяционные рефлексы у уже изученных видов птиц оказались выраженными далеко не в одинаковой степени. Голуби практически не обладают этими рефлексами. У большинства кур они развиты слабо.
У изученных хищных птиц (коршун, осоед) они развиты в разной степени. Особенно хорошо развиты экстраполяционные рефлексы у врановых птиц. Казалось очевидным, что большая или меньшая степень развития экстраполяционных рефлексов должна быть связана с условиями обитания животных, так как эти рефлексы только тогда могут иметь биологическое значение, когда животное постоянно имеет дело с раздражителями, достаточно быстро меняющими свое положение.
Задачей настоящего исследования явилось изучение экстраполяционных рефлексов у уток. Изучение этих рефлексов и их взаимоотношения с условными рефлексами представляло интерес, так как отряд пластинчатоклювых богат видами с характерными условиями обитания; они являются хорошо летающими и в то же время плавающими и ныряющими птицами. Основным кормом уток являются мелкие водные животные, черви, моллюски, рыба, различные лягушки и водные растения. Большое значение при добывании пищи имеет у уток осязание, так как в естественных условиях они кормятся преимущественно по вечерам и ночью.
Опыты были проведены на 5 утках: 3 пекинских, выведенных в инкубаторе и затем выращенных в виварии, и 2 русских подсадных. Последние выросли на Московском море в естественных условиях обитания диких уток и были приобретены в возрасте 3,5 мес. Опыты были начаты, когда утки достигли 7—8-месячного возраста.