Интересно отметить, что среди зимующих у северных границ ареала домовых воробьев явно преобладают самцы. В частности, по сообщению В. Я. Паровщикова, из 463 добытых им в зимние месяцы 1933—1937 гг. в гор. Архангельске воробьев, самками оказались только 55 птиц.
По нашим наблюдениям, зимой 1941 г. в Мезени зимовало лишь несколько самцов воробьев, а самки отсутствовали; иными словами, самцы воробьев оказываются более устойчивыми к низким температурам, чем самки. Это объясняется, видимо, установленными для большинства птиц половыми различиями в температуре тела и в количестве затрачиваемой на терморегуляцию энергии (у самок обычно температура тела выше, чем у самцов, Baldwin а. Kendeigh, 1932).
Однако воробьи оказываются все же недостаточно приспособленными к обитанию во многих районах Крайнего Севера. Известно много случаев их гибели от морозов (Судиловская, 1957). В холодные зимы воробьи неоднократно полностью вымирали в Салехарде, Берёзове, Туруханске, Якутске и других северных городах, хотя известно, что в большие морозы воробьи гибнут массами и в населенных пунктах средних широт. Плотность гнездования домового воробья у северных границ его ареала, по-видимому, повсеместно значительно ниже, чем в средних широтах, что также свидетельствует о неблагоприятных для этого вида условиях среды. Так, в Воркуте — городе с населением 200 тыс. человек — по приблизительной оценке Г. Шефера (Schaefer, 1957), в 1950 г. гнездилось только 50 пар воробьев. По наблюдениям В. Н. Скалона (1956), домовые воробьи очень немногочисленны в Якутске.
В качестве залетных птиц домовые воробьи нередко наблюдались в значительном удалении от северных границ их ареала — на Вайгаче, Новой Земле, Ямале, Зап. Таймыре. В большинстве случаев птицы завозились сюда со скотом и фуражом пароходами и жили в поселках иногда по нескольку месяцев, даже зимой. Однако, когда скот забивался, воробьи исчезали. Реже эти птицы прилетают на полярные станции и в другие арктические поселки самостоятельно. При благоприятных условиях воробьи иногда здесь гнездятся.
По сообщению В. Я. Паровщикова, весной 1952 г. пара птиц прилетела в Усть-Кару (побережье Карского моря) и вывела птенцов; воробьи благополучно перезимовали в поселке, но весной пропали. В Амдерме, в утепленных скотных дворах, воробьи периодически то гнездятся, то исчезают. В Воркуте воробьи удерживаются лишь благодаря особо благоприятным условиям: здесь они проводят зиму в котельной теплоцентрали и вылетают на короткое время на кормежку к рядом стоящей столовой.