На Крайнем Севере каменка в естественных условиях гнездится преимущественно в глубоких (до 40-50 см глубиной) укрытиях, часто расположенных в норах грызунов, среди плавника, в трещинах и расщелинах скал.
В условиях культурного ландшафта она использует укрытия, расположенные как на уровне земли (поленницы дров, вентиляционные отверстия фундаментов, норы грызунов в завалинках), так и под крышами в средних частях стен.
Будучи на Севере обычными обитателями населенных пунктов, эти виды однако гнездятся в них с плотностью, свойственной естественным ландшафтам, хотя, как можно предполагать, они обеспечены кормами вблизи человека лучше, чем вдали от него. Таким образом, у наиболее характерных в Арктике «вобранных» видов еще не обнаруживается заметного предпочтения культурного ландшафта естественному. Это подтверждается результатами учетов численности гнездящихся птиц в естественных и культурном ландшафтах, проведенных нами в 1958 г. на Югорском п-ове и Вайгаче (см. таблицу).
Численность гнездящихся птиц в естественном и культурном ландшафтах
Предельно высокая плотность гнездования пуночек в условиях культурного ландшафта, отмеченная В. Т. Бутьевым (личное сообщение) в поселке полярной станции Мыс Желания (Новая Земля), составляла 3-4 пары птиц на 1 га, т. е. также не превышала показателей, свойственных естественным ландшафтам. Это специфично для авифауны культурного ландшафта Арктики и Субарктики и объясняется, по-видимому, ее молодостью. На территориях, давно обжитых человеком, в культурном ландшафте наблюдается значительное увеличение плотности гнездования многих «вобранных» видов (Ferens, 1957; Гладков, 1958).
Точно также не находит в условиях культурного ландшафта Арктики и Субарктики каких-либо качественно новых, существенных отличий от естественных ландшафтов и ряд других птиц. Так, в Сев. Европе известны случаи гнездования моевок на карнизах стоящих у моря каменных домов (Гладков, 1958). Стена каменного строения «рассматривается» моевками, очевидно, лишь как один из вариантов естественных гнездовых стаций, прибрежных скал. В различных нежилых сооружениях человека в Арктике отмечается гнездование хищников, вообще предпочитающих занимать «командные высоты»: на триангуляционных вышках иногда гнездятся кречеты (Спангенберг, 1958), на вершине створного знака в Югорском Шаре несколько лет гнездился орлан-белохвост, на «гуриях» нередко устраивают гнезда мохноногие канюки и сапсаны.