Более сухой климат ксеротермического (суббореального) периода мог вызвать уничтожение части влаголюбивой бриофлоры, бывшей в Хибинах ранее.
Однако вряд ли влияние это было значительным во внутренних частях массива, если принять во внимание возвышенное положение его и в связи с этим конденсирующее влияние на атмосферную влагу.
Проникновение в Хибины части бореальных видов восточного происхождения или, по крайней мере, их более широкое развитие может быть отнесено и к более позднему времени. В особенности это относится к некоторым видам сфагнов — как участвующих в заболачивании суходольных местообитаний, так и произрастающих в болотах. Из первых можно отметить Sphagnum fuscum, появление которого в северной Фенноскандии связывается с недавним временем (Кац, 1944). Из последних — S. Lindbergii, S. Jensenii, в особенности же S. balticum, играющий в Хибинах малую роль. В прежние периоды, когда господствовали эвтрофные и мезотрофные болота, вряд ли были в Хибинах условия для развития этих видов.
Наконец, проникновение некоторых видов в Хибины связано уже, несомненно, с деятельностью человека. Это относится к Funaria hygrometrica, Leptobryum pyriforme и Bryum caespiticium.
Таким образом, бриофлора Хибин сформировалась частично за счет видов, переживших валдайское оледенение в Хибинах на нунатаках, главным же образом — в послеледниковое время. Основную роль в ней играют виды восточносибирского происхождения, пришедшие или непосредственно с востока или юго-востока, или же с юга и с прилегающих частей Фенноскандии, куда они проникли еще в доледниковое время. Значительно меньшую, но, по сравнению с большинством других районов Советского Союза, относительно высокую роль играют виды южноевропейского и скандинавского происхождения.