Пояс занимает, большей частью неширокой полосой, средние части гор, чаще до 450—500 м, а в особо благоприятных условиях до 600 м над ур. м. и даже несколько выше.
Изредка, на западных склонах массива, он не выражен вовсе, так что господствующие в лесном поясе сосняки, постепенно ухудшаясь в росте и разреживаясь, через ступень соснового стланика сходят на нет, сменяясь тундровыми сообществами (Чечотт, 1925).
Основной формацией этого пояса являются березовые криволесья (Parvo-Betuleta), образованные Betula tortuosa Ledeb. Как и среди ельников, наиболее распространенной ассоциацией формации является березовое криволесье воронично-черничное (Parvo-Betuletum empetroso-myrtillosum), сходное по составу напочвенного покрова с соответствующей ассоциацией ельников, отличаясь лишь часто значительной ролью Dicranum elatum или (на хорошо прогреваемых крутых склонах) некоторых видов луговин.
В условиях несколько лучшего увлажнения при хорошем дренаже — в мелких ложбинах на склонах — встречаются участки черничного березового криволесья (Parvo-Betuletum myrtlllosum). В моховом покрове их, чаще негустом, обычны Pleurozium Schreberi, Hylocomium splendens, Dicranum scoparium (до cop.1), Polytrichum juniperinum, Brachythecium reflexum, Pseudoleskea incurvata (sp.)
В местах с еще более высоким увлажнением и хорошим дренажем распространены сообщества субальпийского березняка гераниевого (Betuletum subalplnum geranlosum), верхний ярус которых нередко образован почти прямоствольными, хотя и мелкими (до 3—4 м высотой) березами. В моховом покрове их, как правило, слабо развитом, наряду с обычными видами травяных лесов иногда встречаются Pseudoleskea incurvata, Oxystegus cylindricus, виды Bryum — B. subrotundum var. clavatum, B. intermedium и др.; последние особенно характерны для несколько выпуклых участков склонов с разреженным ярусом березы, где приурочены к пятнам со слабо развитым травяным и моховым покровом.