pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Мимикрия насекомых

 

Мимикрия насекомых
 
Средством защиты насекомых является покровительственная форма, т е. подражение форме частей растений или других предметов. Примеры такого подражания дают в изобилии палочники и листотелы, а также гусеницы пядениц. Классический пример покровительственной формы дают бабочки Kallima Libythea, «подражающие» листу.
 
Мимикрия представляет частный случай предохранительной окраски, когда один вид животного подражает другому виду животного. В стаях бабочки Lycorea из сем. Heliconidae, летающих в долине р. Амазонки, встречаются отдельные особи Dismorphia astynome — бабочки из сем. Pieridae, рисунком поразительно похожие на Lycorea, хотя по анатомическим признакам оба вида сильно различаются. Бросающаяся в глаза окраска, стадность и медленный полет геликонид должны бы привлекать внимание хищников, а между тем птицы и другие хищники не преследуют геликонид, потому что они несъедобны. Таким образом, съедобная пиерида Dismorphia, становясь сходной с несъедобными геликонидами, скрывается от преследования. То, что Dismorphia встречается в единичных экземплярах в стае геликонид, делает эффект реальным; при большом числе съедобных Dismorphia стая не была бы обеспечена от нападения хищника. При несъедобности геликонид их медленный полет, стадность и яркая окраска получают смысл как знаки, предостерегающие, предупреждающие хищника. Таким образом, при мимикрии объект подражания должен обладать и действительно обладает особыми средствами самозащиты.
 
Diapheromera femorata
 
Diapheromera femorata
 
Phyllium scythe, самка (вид сверху)
 
Phyllium scythe, самка (вид сверху)
 
Листообразное надкрылье кузнечика Pterochroza
 
Листообразное надкрылье кузнечика Pterochroza
 
В приведенном случае мимикрии самка Dismorphia обладает большим сходством с Lycorea, чем самец Dismorphia, что особенно существенно для сохранения вида. Примеры подражания другим насекомым дают мухи-журчалки (Syrphidae), формой и окраской напоминающие вооруженных жалом пчел и шмелей. Пример прямого использования сходства в форме и окраске дают пчелы-кукушки (рода Psithyris), близко напоминающие тех пчелиных, в гнездах которых они развиваются и нахлебничают.
 
Особенно интересны те случаи мимикрии бабочек, когда вид в различных местах своего распространения подражает различным образцам, относящимся не только к различным видам, но и к различным родам другого семейства бабочек.
 
Примером может служить самка Papilio merope; этот вид встречается от гор Эфиопии до южной оконечности Африки. Самец Papilio merope — большая желтоватая бабочка с небольшими черными пятнами; самки сильно отличаются от самцов и окраской и формой крыльев; однако в Эфиопии, наряду с такими отличающимися от самцов и мимикрирующими самками P. merone, встречаются иногда и такие, у которых сохранилось полное сходство с самцом. На юге Африки, в Натале и Капской провинции самка P. merope образует две формы самок, подражающие двум иммунным формам данаиды Amauris echeria, причем в Натале P. merope подражает натальской форме A. echeria, в Капской Земле — капской форме последней; мало того, между обеими разновидностями Amauris имеются переходные формы, которым подражает и Papilio merope. В той же Капской провинции Papilio merope обладает еще двумя разновидностями, которые подражают двум другим данаидам — Amauris niavius и Danais chrysippus. И в данном случае, как в случае Papilio merope мимикрия основана на том, что данаиды, служащие Papilio merope образцом, несъедобны.
 
Не только образец может быть несъедобным, несъедобным может быть и подражатель. Такие случаи, которые, казалось бы, лишают мимикрию ее смысла, объясняются просто: несъедобность вида еще не гарантирует его от попыток поедания хищником; в случае двух несъедобных и исходных видов тот и другой вид потерпят от хищников меньший урон.