История зоологии. Развитие зоологии в древности
Развитие зоологии в древности наиболее известно по тому состоянию, в котором она находилась у древних греков. Крупнейший греческий философ и естествоиспытатель Аристотель (384—322 гг. до нашего летоисчисления) оставил весьма солидное литературное наследие и в области зоологии. Он не только вполне овладел знаниями своей эпохи, но и чрезвычайно расширил их своими личными исследованиями, особенно в области системы животных, их морфологии и эмбриологии. Животный мир был разделен Аристотелем на две группы: имеющих красную кровь и «бескровных».
Таким образом, были отделены друг от друга позвоночные и беспозвоночные. К первым Аристотель относил пять более мелких групп, приблизительно соответствующих современным классам позвоночных: 1) «живородящие четвероногие», соответствующие современным млекопитающим, но без китообразных; 2) птицы; 3) «яйцекладущие четвероногие» и «безногие с легочным дыханием», соответствующие пресмыкающимся и земноводным современной классификации; 4) «живородящие безногие с легочным дыханием» — китообразные и 5) «покрытые чешуей безногие, дышащие жабрами» — рыбы.
Соединение земноводных и пресмыкающихся в одну группу весьма долго сохранялось в зоологии, и группу «гадов» (земноводные и пресмыкающиеся) можно встретить в книгах по зоологии даже начала нашего века. Это объединение — характерный пример искусственной системы, основанной на сходстве случайно выбранных признаков; по совокупности известных в настоящее время признаков пресмыкающиеся ближе к птицам, чем к земноводным. Что касается огромной группы беспозвоночных, то подразделение ее Аристотелем на более мелкие группы было уже менее удачным, что вполне понятно, если принять во внимание огромное число и разнообразие относящихся сюда форм. Аристотель считал беспозвоночных «бескровными». Всего у Аристотеля описано 520 форм животных. В наше время количество форм животных исчисляется сотнями тысяч; впрочем, Аристотель не ставил, по-видимому, себе задачи описать все известные ему формы.
Мы можем не останавливаться на истории зоологии в средние века. Религиозная нетерпимость не только препятствовала непосредственному, свободному изучению природы, но даже и написанное древними, дохристианскими, авторами находилось под запретом. Написанное в эту эпоху стоит, как правило, неизмеримо ниже произведений античных авторов.