Сравнение гладиусов современных оммастрефид и их возможных ископаемых предков показало, что оммастрефиды могут быть напрямую выведены из плезиотевтид — древнейших кальмаров из нижней юры.
Следовательно, оммастрефиды, будучи наиболее эволюционно продвинутыми в отр. Teuthida, в то же время являются древнейшей группой среди эгопсид. Сравнение ископаемых остатков оммастрефид из нижнего мела (Maioteuthis) с гладиусами рецентных видов позволяет идентифицировать Maioteuthis как представителя подсем. Todarodinae. Следовательно, дивергенция сем. Ommastrephidae на подсемейства, по крайней мере на тодаропсин, иллицин и тодародин, происходила еще в верхней юре, но не позже нижнего мела.
Применение гладиуса для исследования внутривидовой структуры на примере кальмара-уаланиензиса показало, что у широко распространенных океанических оммастрефид эта структура сложна и представляет собой систему аллопатрических или частично симпатрических группировок, различающихся не только по морфологическим признакам, но и по экологии, размерам, скорости роста и продолжительности жизни. Причем скорость роста и дефинитивные размеры у кальмаров двух группировок в одном и том же районе могут различаться в два раза! Очевидно, подобная популяционная структура является адаптацией океанических кальмаров к существованию в условиях пелагиали, направлена на наиболее полное использование ее ресурсов и свидетельствует о продолжающейся внутривидовой радиации.
Пожалуй, наиболее интересным результатом настоящей работы является успешное применение гладиуса в качестве регистрирующей структуры для изучения индивидуального роста и возраста кальмаров. Кривые группового роста оммастрефид, восстановленные по гладиусам, имеют, как правило, слабовыраженный S-образный вид, с небольшими замедлениями на ранних и заключительных стадиях. В целом океанические кальмары сем. Ommastrephidae имеют очень высокие темпы роста практически на всем протяжении жизненного цикла. Однако даже в пределах одного вида рост кальмаров может существенно различаться у представителей разных внутривидовых группировок, а конечные размеры зрелых кальмаров могут различаться до четырех-пяти раз! В этом отношении наиболее показательным примером является кальмар-уаланиензис.
Обобщенные данные по росту и продуктивности представителей различных группировок этого вида представлены в таблице. Как видно из этой таблицы, удельные суточные весовые приросты крупноразмерных кальмаров красноморско-аравийской группировки на всем протяжении жизненного цикла превышают аналогичные показатели кальмаров других группировок. Особенно заметны эти различия у молоди в возрасте до 3 мес. (две первые колонки слева). Наибольшие приросты имеют крупноразмерные самки красноморско-аравийской группировки; несколько ниже они у самок тропической группировки, и еще ниже — у среднеразмерных аравийских самок, приросты которых практически не отличаются от приростов самцов. Самцы обеих группировок имеют сходные величины приростов.