Подводя итоги, можно сказать, что изучение гладиуса дало богатый материал, проливающий свет на многие аспекты биологии, экологии и эволюции кальмаров.
Исследование гладиуса — рудимента наружной раковины — сближает науку о современных кальмарах с остальными разделами малакологии, в которых раковине традиционно уделялось большое внимание. Итак, каковы основные результаты проделанной работы?
Во-первых, показано, что, несмотря на поразительное разнообразие гладиусов в пределах отряда Teuthida, все они имеют единый, фрагмотевтидный в своей основе, план строения, что убедительно доказывает происхождение всех кальмаров от ископаемых фрагмотевтид (Phragmoteuthida) — древнейшей группы внутреннераковинных головоногих, известных из перми и триаса. В рамках единого плана имеется три типа строения гладиуса, различающиеся также по взаимоотношению раковины с мягким телом кальмаров: тизанотевтидный, эгопсидный и миопсидный.
Во-вторых, по-новому представляется теперь эволюция кальмаров. Современные кальмары являются потомками трех самостоятельных эволюционных стволов, с большей или меньшей полнотой прослеживающихся в палеонтологической летописи. Первые кальмары — лолигосепииды — появились в конце триаса и были шельфовыми нектобентосными животными средних размеров и умеренной подвижности. Дивергенция кальмаров началась очень рано — возможно, на границе триаса и юры. Уже в нижней юре встречаются представители всех трех современных эволюционных стволов кальмаров: тизанотевтидного (Loligosepia), эгопсидного (Geoteuthis) и миопсидного (Teudopsis).
Предки тизанотевтид — лолигосепииды — по-видимому, первыми начали освоение эпипелагиали в начале юры, но затем были потеснены оммастрефидами и костистыми рыбами и в настоящее время немногочисленны. Предки эгопсидной ветви стали осваивать океаническую пелагиаль почти одновременно с лолигосепиидами, но достигли на этом пути большего успеха, дав к настоящему времени широкий экологический спектр эпи-, мезо- и батипелагическнх форм и нередко занимая доминирующее положение в океанических сообществах. Эволюция миопсидной ветви развивалась по пути освоения шельфа с выработкой жизненной формы нектобентосного типа, и лишь в кайнозое представители миопсид начали осваивать эпипелагиаль (Loligo, Doryteuthis) и батиаль (Heteroteuthis).