В то же время в ряде работ имеются указания на существование различий в рамках крупноразмерной фотофорной формы.
Так, самцы фотофорной формы в тропической Западной Пацифике созревают при длине мантии 12-13 см (самки — при 20-24 см) [Несис, 1977], а в Аравийском море и Аденском заливе — при 20-24,5 см и 25-30,5 см соответственно [Зуев, 1971; Filippova, 1968]. В Восточной Пацифике, а также у северной границы ареала, в зоне Куросио, самки также достигают к началу нереста длины мантии 27-30 см [Несис, 1973, 1977; Wormuth, 1975].
В 1987 г. в Аравийском море и Аденском заливе наблюдатели обитаемых подводных аппаратов севастопольской базы "Гидронавт" обнаружили необычно крупных кальмаров-уаланиензисов со спинным фотофором: зрелые самки достигали в длину 63 см (модальная — 53 см), что в два раза превышало ранее известные размеры [Гуцал, 1989; Зуев, Гуцал, 1989]. Кальмары крупной формы встречались совместно с кальмарами обычных для этого вида размеров, но, как правило, держались на большей глубине и преобладали как по биомассе, так и по численности.
Дальнейшие исследования, в которых принимал участие и автор этой книги, показали, что помимо размеров крупные кальмары из Аравийского моря характеризуются целым рядом феноменальных особенностей. Большую часть своей жизни они не поднимаются к поверхности, а держатся в мезопелагиали, на глубине свыше 300 м, где концентрация кислорода составляет менее 5% насыщения, т.е. практически в бескислородной среде. Очевидно, этой особенностью обусловлено наличие большого количества молочной кислоты и аммиака в мышцах крупных кальмаров, делающих их практически несъедобными. Интересно отметить, что крупная форма выделяется лишь по самкам; размеры зрелых самцов варьируют в широких пределах, от 16 до 32 см, и не образуют выраженных пиков.