Таким образом, изложенные выше соображения позволяют считать Plesioteuthidae древнейшими кальмарами и непосредственными предками Ommastrephidae.
От гладиусов рецентных оммастрефид гладиусы плезиотевтид отличаются более широкими латеральными пластинками и отсутствием в задней части стебля: гладиус Plesioteuthis равномерно сужается к заднему концу, но не складывается вдоль продольной оси, а остается плоским. По-видимому, уже в средней или верхней юре произошла дивергенция древних оммастрефид на подсемейства, по крайней мере на иллицин и тодародин. Доказательством этому является обнаружение в нижнем мелу (баррем) хорошо сохранившегося отпечатка гладиуса Maioteuthis [Reitner, Engeser, 1982], который, по нашему мнению, может быть достоверно отнесен к современному подсемейству Todarodinae на основании характерных признаков гладиуса: стебель очень длинный, рахис узкий, флаги конуса узкие, длинные, ромбовидные. Появление стебля, сужение и декальцинация гладиуса явно указывают на значительное увеличение скоростных и маневренных качеств Maioteuthis по сравнению с юрскими плезиотевтидами. Еще до дивергенции оммастрефидного ствола на иллицин и тодародин от него обособились предки Todaropsis, сохранившего до наших дней многие архаичные признаки строения гладиуса. Подсем. Ommastrephinae происходит, по-видимому, от примитивных тодародин с простыми маргинальными ребрами рахиса, коротким стеблем, имеющим массивную вентральную часть, и короткими широкими флагами конуса. Поэтому, видимо, неслучайно сходство внутреннего строения стебля Т. pacificus и О.bartrami. Время появления первых оммастрефин не датируется точно по ископаемым остаткам. Наиболее древние свидетельства — статолиты двух видов оммастрефин (Dosidicus lomita, Symplectoteuthis pedroensis), описанные из позднего плиоцена [Clarke, Maddock, 1988b].
Резюмируя, можно отметить, что исходно узкий стреловидный гладиус предков оммастрефид — плезиотевтид — оказался очень перспективным для развития нектонной формы. Это позволило оммастрефидам потеснить в эпипелагиали представителей тизанотевтидной ветви и к настоящему времени широко освоить приповерхностные воды шельфа и открытые районы Мирового океана и наравне с рыбами занять доминирующее положение в эпипелагических сообществах.