Рострум, хорошо развитый лишь в двух семействах эгопсид (Onychoteuthidae, Lycoteuthidae), служит опорой апикального конца плавников и аммортизирует динамическое давление, испытываемое задним концом мантии при быстром плавании.
В тех случаях, когда рострум редуцирован, как это имеет место у большинства эгопсид, на его месте развивается функциональный аналог — плавниковый хрящ, похожий на настоящий рострум по форме и положению.
Помимо описанных закономерностей, общих для всех кальмаров, взаимоотношение гладиуса и мягкого тела имеет существенные различия у представителей разных морфологических типов гладиуса.
Тизаиотевтидный тип строения гладиуса
Гладиус лежит на внутренней стороне дорсальной стенки мантии. Расширенная часть гладиуса сильно заворачивается на вентральную сторону и заходит внутрь мантийной полости, образуя в сечении широкую полукруглую дугу в 180 — 220°, прикрывающую сверху и с боков висцеральную массу органов. Жабры оказываются снаружи от гладиуса, в щели между крыльями и стенками мантии.
Рахис узкий, неутолщенный. В глубокую щель на переднем конце гладиуса, между рахисом и загнутыми на вентральную сторону крыльями, заходит воротник. Выступающие вперед утолщенные участки крыльев заходят под воротник в своеобразные карманы между ним и шейным отделом головы. Эти карманы служат своего рода направляющими при пистонообразном движении головы внутрь мантии во время выброса воды из мантийной полости. Таким образом, у Thysanoteuthis поддержание затылочной части головы обеспечивается двумя элементами гладиуса — рахисом и крыльями. К передним краям крыльев, находящимся внутри карманов, очень плотно прирастают короткие и мощные мышцы-ретракторы головы. Мышцы-ретракторы воронки имеют вид узких длинных тяжей, крепящихся к краям крыльев в средней части гладиуса, перед передними краями флагов конуса. Мантийные мышцы срастаются над гладиусом, крепясь к его дорсальной поверхности. Плавники напрямую не контактируют с гладиусом, а опираются на него опосредованно, через стенку мантии.