Geoteuthidae в верхней юре дали три ветви, эволюционировавшие по пути освоения мезо- и батипелагиали с формированием широкого экологического спектра жизненных форм и давние начало современным группам семейств онихотевтидного, кранхиидного и хиротевтидного подтипов строения гладиуса.
Гладиусы наиболее примитивного строения с широким проостракумом и хорошо развитым рострумом сохранились у представителей онихотевтидной ветви. Деление этой ветви на ростроморфных и безростровых кальмаров отражает, вероятно, их происхождение от различных групп геотевтид. Предками безростровых кальмаров (сем. Architeuthidae и др.) были формы, близкие к верхнеюрскому Leptoteuthis. Современные ростроморфные кальмары (сем. Onychoteuthidae и др.) происходят, вероятно, от неизвестных в настоящее время примитивных ростроморфных геотевтид, вероятное строение гладиуса которых отражено в гипотетической схеме раковины Protoonychoteuthis. Примечательно, что и в хиротевтидной, и в кранхиидной ветвях, характеризующихся весьма специализированным строением гладиуса, имеются неспециализированные представители с примитивным широким проостракумом, близким по строению к проостракуму онихотевтидного типа.
Предложенная филогенетическая схема позволяет объяснить возможные причины, определившие направления эволюции различных ветвей кальмаров. Предки тизаногевтид, лолигосепииды, по-видимому, первыми начали освоение пелагиали в начале юры, но затем не выдержали конкуренции со стороны оммастрефид и эволюционировали по пути специализации (пищевой, физиологической, этологической и т.д.). Предки оммастрефид, плезиотевтиды, начавшие освоение пелагиали в юре вслед за лолигосепиидами, исходно имели узкий гладиус, очень перспективный для развития нектонной формы. Облегченный в результате декальцинации и усиленный ребрами жесткости, гладиус "протооммастрефид" стал эффективным опорным элементом развивающегося локомоторного аппарата, что обеспечило высокие темпы эволюции в данной ветви.