Анализ морфологии гладиусов современных Teuthida, впервые предпринятый в данной работе, позволил разделить всех кальмаров на три группы: тизанотевтидную, миопсидную и эгопсидную.
Каждой группе соответствует свой морфологический тип гладиуса и специфическая модель его взаимоотношения с мягким телом кальмаров. Сравнение гладиусов рецентных и ископаемых кальмаров позволило построить единую филогенетическую систему отр.Teuthida, хорошо согласующуюся с филогенетической схемой Елецкого, исследозавшего эволюцию ископаемых колеоидей [1966]. Как видно из нашей схемы, выделенные по строению гладиуса группы семейств (типы и подтипы) представляют собой различные эволюционные стволы, ведущие свое начало от общих предков — лолигосепиид, древнейших кальмаров, известных начиная с верхнего триаса [Reitner, 1978].
Лолигосепииды, по сложившимся представлениям, были малоподвижными прибрежными нектобентосными животными с широкой обызвествленной раковиной и, в свою очередь, происходили от фрагмотевтид — первых внутрираковинных головоногих, существовавших с перми до нижней юры [Jeletzky, 1966; Donovan, 1977]. Прослеживая изменения гладиуса в различных филогенетических ветвях кальмаров, можно прийти к заключению, что эволюция гладиуса шла в основном как эволюция его проостракума.
Уникальные архаичные черты строения проостракума Thysanoteuthis, узкие латеральные пластинки с гиперболическими передними краями и необычайно широкие крылья, выступающие лопастями вперед за края латеральных пластинок, указывают на то, что кальмары этого рода являются единственными прямыми, хотя и сильно изменившимися, потомками лолигосепиид. Однако наличие архаичной лолигосепиидной раковины не помешало тизанотевтидам в ходе длительной эволюции освоить океаническую пелагиаль и сохраниться до наших дней, уйдя от конкуренции с оммастрефидами и эпипелагическими рыбами за счет специализации к питанию планктоном.