В сем. Gonatidae эволюция гладиуса шла по пути сужения проостракума и удлинения переднего свободного отдела рахиса за счет укорочения латеральных пластинок.
У некоторых представителей сохранились остатки периостракума в виде тонкостенной колпачковидной альвеолы, окружающей конус. Примитивные гонатиды (Berryteuthis) — это подвижные нектонные придонно-склоновые формы [Несис, 1973b]. Все они имеют широкий гладиус с коротким передним свободным отделом рахиса и четкими границами между развитыми латеральными пластинками, узкими крыльями и длинными флагами конуса. Задний отдел гладиуса сильно утолщен за счет отложений прозрачного хрящеподобного гипостракума. У представителей родов Gonatus и Gonatopsis, адаптировавшихся к обитанию в мезо- и батипелагиали, гладиус становится прогонистым вследствие относительного удлинения тела; все элементы проостракума сужаются; латеральные пластинки отступают назад, вследствие чего увеличивается длина переднего свободного отдела рахиса; крылья редуцируются, сливаясь с латеральными пластинками; конус уменьшается в размерах, а его флаги укорачиваются (Gonatus antarcticus).
Представители сем. Enoploteuthidae (подсем. Enoploteuthinae, Pyroteuthinae) — активные микронектонные кальмары мелких, редко средних размеров, массовые океанические виды, освоившие весь диапазон глубин в пелагиали, встречаются в теплых и умеренных водах всех океанов. Их эволюция, по-видимому, шла по пути уменьшения размеров, увеличения подвижности и маневренности, причем плавники и мантийно-вороночный аппарат сохранили равноценное значение в качестве органов движения. Совершенствование маневренных качеств способствовало развитию ретракторов головы, воронки и мышечных элементов мантии. Параллельно шло развитие большого плавника (до 2/3 длины мантии). Эти процессы отразились и на строении гладиуса как опорной структуры локомоторного аппарата.