Малиновский [1970] и Геодакян [1970] с предельной ясностью выразили эту идею эволюции форм отбора.
Геодакян [1970, с. 62] пишет: «Наблюдаемое нами богатство форм живых систем — это различные стадии эволюции, в которых и сейчас идут процессы усиления взаимодействия между элементами систем. Происходит всеобщее укрепление связей, утрата степеней свободы элементов и появление новых программ в системах. Поэтому системы популяционного типа постепенно превращаются в системы организменного типа. В свою очередь однотипные организменные системы образуют популяционные системы на новом уровне организации».
Малиновский утверждает, что сложность организма создает предпосылку для образования множества сходных, заменимых, то преходящих, то устойчиво повторяющихся актов взаимодействия с физико-химическим, биологическим, социальным окружением. Дискретные, повторяющиеся, постоянно генерируемые организмом акты поведения могут поощряться или тормозиться в течение жизни индивидуума, и этот процесс в сочетании с памятью тоже является частным случаем отбора.
Нельзя не согласиться с Бергсоном [1914], когда он пишет: «Непрерывность в изменчивости, сохранение прошлого в настоящем, истинная длительность — вот, по-видимому, свойства живого существа, общие со свойствами сознания. Нельзя ли пойти дальше и сказать, что жизнь есть изобретательство, подобное сознательной деятельности, что подобно последней она есть непрерывное творчество?»
Есть глубокое сходство в эволюции органических форм и в эволюции психики. Как эволюция неорганической материи завершается возникновением хранилищ информации о прошлом, способных предвосхищать будущее и преумножать себя, так эволюция высшей нервной деятельности животных привела к созданию памяти — к способности удержать образ.
Великие прозрения мы находим у Тейара де Шардена [1965, с. 290—291]. Он пишет: «...как в этом знаменательном союзе технического упорядочивания и психического сосредоточения (centration) не видеть все еще действия извечной великой силы, той самой, которая нас произвела?.. Через социализацию человека... продолжает свой ход сама ось космического вихря интерьеризации».