Он способствует перевоплощению других, сам не перевоплощаясь. Будучи молекулой, или частью большой молекулы, он неделим продольно. Удвоение генонемы может осуществляться только одним единственным способом — построением копии и отторжением ее от себя.
Устойчивость, молекулярный уровень строения, отсутствие обмена, неделимость, матричный принцип самовоспроизведения — свойства, друг другу комплементарные. Таков был ход мысли Н. К. Кольцова. Обменом веществ хранилище информации не обладает. Самая примитивная система, которая способна активно добывать энергию из среды — клетка. Начиная с нее, живые системы всех уровней организации обладают обменом веществ. Организм включает в себя не только занятые метаболизмом клетки. Целые грандиозные вспомогательные конструкции, обеспечивающие надежность подачи вещества и энергии и рациональное выделение продуктов обмена: листья, устьица, сосуды растений, пищеварительная система, трахеи и бронхи, сердце и сосуды, почечные канальцы животных обслуживают метаболизм.
Популяция также обладает обменом веществ. Она черпает ресурсы из своего окружения, выделяет в него продукты обмена. Поколение за поколением ложится костьми, возвращая взятое. Популяция осуществляет обмен со средой, выступая в основном как сумма особей. Биоценоз и живой компонент биосферы занимаются прогонкой вещества и энергии по тому же принципу. Единственной в своем роде является генонема. Только она одна не подвержена регулярной смене состава.
Посмотрим теперь, как обстоит дело с онтогенезом, с цикличностью превращений в пределах одного полного цикла преобразования. Под цикличностью следует понимать наличие дискретных фаз, регулярно сменяющих друг друга в жестко заданных пределах. С известным основанием можно говорить о цикле редупликации, о цикле клеточного деления. Истинной цикличностью, включающей дискретные фазы фундаментальной перестройки организации, образование неделимого и смерть, обладает многоклеточный организм и только он один. Изменение размеров организма в течение жизни от зиготы до взрослого состояния беспрецедентно. Организм человека увеличивается в течение жизни в 250 раз.
Из одноклеточного он превращается в представителя другого типа — в существо многоклеточное. Клетка подготавливается к делению, выходит из фазы деления, в промежутке пребывает в метаболической фазе. Эти превращения не ведут по смыслу вещей к созданию неделимого. Популяция, проделав цикл превращений, даже если мы примем за элементарный процесс преобразования возникновение нового вида, отличается от исходного состояния, как отличаются виды одного рода друг от друга. Организм же человека превращается из представителя одного крайнего типа в представителя другого крайнего типа животного царства. Циклом развития с его неизбежными бедствиями, о которых мы имели случай говорить, обладает только многоклеточный организм.