За неделимость, за неповторимую свою индивидуальность тоже заплачено по дорогой цене. Многоклеточные организмы усложнились, впервые полностью овладели трехмерным пространством, сперва они еще удерживали в лице своих низших представителей остатки делимости — вегетативное размножение.
Потом они утратили и его. Размножение стало осуществляться с помощью отделения матриц, содержащих в закодированном виде программу развития будущего существа. От микроскопически малого комочка материи, лишенного мысли, как всякое одноклеточное существо, находящегося на грани между жизнью и смертью, подверженного всем превратностям, всем случайностям бытия, к неповторимой индивидуальности взрослого человека ведет долгий и тяжкий путь. Мы эмбрионы, и сохранение нашего существования на эмбриональной стадии не гарантировано законом, мы дети, и наше детство — пора чудовищной зависимости и бесправия, мы вступаем в пору юношества с его страданиями. Дорогая цена прогресса, нашей смертной бессмертной души, нашей неделимости.
Но и этого мало. С возникновением полового процесса индивид перестал воспроизводить себя, свою индивидуальную неповторимость. Воспроизведению подлежит представитель своего вида, существо, наделенное в результате генной комбинаторики, осуществляемой при мейозе, новым, только ему присущим сочетанием свойств. Человек порождает человека, отнюдь не копирующего его самого. Отличительные черты характера потомка подчас делают его неприемлемым для родителей.
Мы не выбираем подходящих для себя родственников, как выбираем мужа или жену, друзей и знакомых. Закон обязывает нас выращивать существа, которым мы, быть может, не будь они нашими собственными детьми, не подали бы руки при встрече. И то же касается родителей — они не выбирали нас, но ведь и мы их не выбирали. Еще один источник трагедий, порожденный матричным принципом нашего способа воспроизведения. Только популяция воспроизводит себя с помощью своих представителей.
Мы смертны еще и в том смысле, что мы неповторимы. Запрет на бессмертие — выражение одной из фундаментальных закономерностей эволюции.