Геометрическая конфигурация наследственного аппарата неизменна везде и всюду. Линейный принцип организации не нарушается нигде.
Кольцо, ламповая щетка, ворсины которой образованы петлями, перпендикулярно отходящими от стержня и продолжающими этот самый стержень,— структуры, встречающиеся то тут, то там, не отклоняются от принципа линейности ни на йоту. Не то что кодирующих объемов, плоскостей, но даже разветвленных хранилищ информации нет нигде в органическом мире. На усложнение организации структурных основ наследственности наложен строжайший запрет. Видно, без одномерной организации не обойтись.
Генонема, как назвал самовоспроизводящую часть хромосом Н. К. Кольцов [1938], имеет линейную структуру совсем не случайно. Единообразие строения структурных основ наследственности отнюдь не служит доказательством единства происхождения всех живых существ от одного предка, как думают все без исключения биологи, включая И. И. Шмальгаузена [1969], а является выражением запрета на все другие конфигурации, кроме существующей. Вето на разнообразие было наложено в момент возникновения жизни, и не было оснований снять его.
Две функции хранилища наследственной информации осуществляются наилучшим из возможных способов с помощью линейных структур — самовоспроизведение и подача команд к синтезу белка.
Самовоспроизведение — исконная функция живого — осуществлялось на заре возникновения жизни в условиях острой конкуренции за строительный материал. Преимущества были на стороне тех, у кого синтезирующая поверхность была максимальной. Наиболее выгодное соотношение между поверхностью и объемом было у мономолекулярных структур. Те макромолекулы, которые объединяли свои усилия в улавливании строительного материала, терпели урон — вся поверхность их соприкосновения выключалась из синтеза.
Действовать порознь было куда сподручней. Нехватка строительного материала, необходимость конкурировать за него сделала гены маленькими. Линейные структуры — биополимеры — обладали достаточной степенью организованности и возможностью менять свой химический состав, не теряя способности к редупликации, в силу своей большой длины. Толщина, которая могла быть достигнута только объединением многих молекул, была в этих условиях противопоказана. Одномерность, существенная одномерность, конечно, соответствовала требованиям экономичности процесса редупликации.