С неизбежностью по строгим законам совершилось важнейшее событие в истории планеты Земля. Строжайший детерминизм существует в выборе веществ, способных осуществить конвариантную редупликацию.
Сходные друг с другом химические соединения — нуклеиновые кислоты: рибонуклеиновая кислота (РНК) и дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — одни оказались носителями фундаментального свойства живого. Нуклеиновая кислота хранит и передает информацию, необходимую для ее собственного воспроизведения и для осуществления в процессе индивидуального развития всех признаков организма. «Очевидно, накопление информации чрезвычайно эффективно»,— пишет Фред Хойль [Hoyle, 1964]. Мы в самом деле можем быть уверены, что заметно более эффективные химические системы невозможны. Те, которыми обладаем мы, заведомо делают свое дело наилучшим образом. Могут быть и другие пути, но наш путь представляет собой генеральную линию жизни во Вселенной. У меня есть уверенность, что многие планетные системы обладают живыми формами, очень похожими на земные.
Класс веществ, пригодных для осуществления элементарной жизненной функции самовоспроизведения, оказался чрезвычайно узким. Эволюция оказалась введенной в заданное русло с самого начала. Возможности усложнения организации открылись, но они отнюдь не были безграничными.
Усложнение организации наступало там и только там, где прежняя функция могла быть выполнена быстрее и лучше сложной структурой или где возникала новая функция. Там, где наиболее успешное выполнение функции осуществляла наиболее просто устроенная структура, на эволюцию наложен запрет. Выражение этого запрета — единообразие структурных основ наследственности во всем органическом мире, начиная от бактерий и вирусов и кончая высшими животными, включая человека.
Сходство касается не только химии хромосом. Химические основы процесса перекодировки с языка нуклеотидов на диалект белков, перевод текста, написанного с помощью четырехбуквенного алфавита оснований, на язык, пользующийся двадцатизнаковым кодом аминокислот, осуществляются совершенно сходным образом во всем органическом мире. Одни и те же триплеты оснований подают команду определенной аминокислоте занять надлежащее место в цепи пептида у кишечной палочки и у крысы. Сигнал равнения для каждой аминокислоты, будь то в клетке уха слона или в клетке фасеточного глаза стрекозы, один и тот же. Процесс считывания информации, если смотреть на него глазами химика, один и тот же во всем органическом мире.