Неравенство вероятностей сохраниться для объектов или повториться для состояний носит общеизвестное название.
Это отбор. С предельной ясностью это выражено А. А. Богдановым [1925]. Отбор царит везде в неорганической природе и среди живых организмов. Отбор в его сохраняющей форме.
Вероятная картина мира — его выражение. Чем устойчивее явление, тем оно вероятней, тем чаще оно встретится нам. Звездные системы, минералы, органические формы, общественные формации, болезни и мнения подчинены этому принципу. Дифференциальное сохранение объектов неуклонно меняет облик Вселенной.
И в органическом мире отбор — единственный фактор эволюции — причина, но как мы увидим, уже не единственная, придающая изменчивости направленный характер. Но это какой-то другой отбор. Различие между сохраняющим отбором, царящим везде, и двигателем органической эволюции — мы назовем его отбором преобразующим — коренится в самом различии живого и неживого.
Эволюция привела к образованию органических соединений — макромолекул. Жизнь, вероятно, возникла в тот момент, когда первые полимеры нашли путь авторепродукции, стали матрицами, по образу которых могли синтезироваться новые матрицы, а на тех — снова новые... Вместе с матричным принципом авторепродукции в мир вошел новый фактор эволюции — отбор в его преобразующей форме.
Первая четкая формулировка принципа преобразующего отбора принадлежит Гете. В 1809 г. великий натуралист и поэт писал: «Представьте себе природу, которая как бы стоит у игорного стола и неустанно выкрикивает: a double! т. е., пользуясь уже выигранным, счастливо, до бесконечности продолжает игру сквозь все области своей деятельности. Камень, животное, растение — все после таких счастливых ходов постоянно снова идет на ставку, и кто знает, не является ли весь человек, в свою очередь, только ставкой на высшую цель?» Уберите камень, и Вы получите идеальное описание механизма органической эволюции. Цель совсем не звучит здесь телеологически. Трудно сказать больше, чем сказано в этих немногих словах. Природа на каждом туре игры удваивает ставку! Афоризм великого поэта и натуралиста, каким был Гете, приведен Л. С. Бергом [1922]. И. И. Канаев [1957] приводит эти слова в вышедших в его переводе и с его комментариями избранных сочинениях Гете.