Прогресс, повышение уровня организации — до недавнего времени эти слова воспринимались скептически всеми, кто требовал строгости определения понятий.
В настоящее время создалась возможность количественно оценить сложность системы, а тем самым и высоту уровня ее организации.
Критерий прогресса коренится в самой организации жизни на нашей планете. Органический мир подчинен трем законам. Первый из них — зональный принцип размещения комплексов живых существ по поверхности Земли. Ландшафтно-географические зоны — это прежде всего зоны жизни: тундра, тайга, степь, лесостепь...
Второй закон — прерывистое иерархическое разнообразие живых существ, наличие царств, типов, классов, отрядов... Групповое разнообразие, при котором сходства в пределах групп не менее поразительны, чем различия между группами.
Третий закон — иерархия уровней организации, великое членение живого компонента биосферы на целостные компоненты — биоценозы, которые и дальше подлежат членению. Популяция, организм, клетка и, наконец, макромолекулярный комплекс — носитель элементарного свойства жизни, способный построить свою копию и отторгнуть ее от себя,— таковы главные ступени иерархии. В дальнейшем о принципе вычленения уровней организации будет сказано подробно, здесь же я ограничусь этим перечислением.
Каждый представитель каждого главного уровня расчленен на части, которые обладают известной автономией в смысле как строения, так и функции. Организм делится на системы органов, орган состоит из тканей, ткани из клеток. Популяция включает в себя более тесные объединения особей: куртины у растений, стада, стаи, колонии, семьи у животных. Наилучшее описание членений систем высшего ранга на системы подчиненные, как и наиболее ясное понимание тектологических принципов построения живого покрова Земли, мы находим у В. Н. Беклемишева [1964, 1970].
Именно соподчинение систем дает нам в руки способ количественно оценить высоту организации любого объекта. Мы вычленяем функционально или морфологически целостные части, из которых состоит система, а затем проделываем ту же процедуру в отношении этих частей. Мы относим число различных частей к числу элементов ниже стоящего уровня организации. Отношение и служит мерилом сложности. У системы с более высоким уровнем организации разнообразие достигнуто при меньшей затрате строительного материала. Принцип отношения числа частей к числу составляющих их дискретных отдельностей в качестве мерила высоты организации применим везде и всюду: в неорганической природе и в органическом мире, в технике и в социальных системах.