1. Говоря о виде как о системе, многие авторы подразумевают, что виду присуща какая-либо одна черта, характеризующая собой систему: ее расчлененность (Вавилов, Синская, Дубинин, Соколов и др.), взаимодействие частей (Парамонов, Северцов С. А.), коррелятивная связь между отдельными свойствами (Васнецов, Северцов С. А.) или соподчинение части и целого (Спенсер). Спенсер рассматривает вид, как систему, чья активность направлена на поддержание ее существования.
Все эти представления о виде не вскрывают специфичности системы вида, ее отличий от системы организма, с одной стороны, от других таксономических единиц или групп особей, с другой стороны. Неудивительно поэтому, что представление о виде, как о системе, подверглось критике (Комаров).
2. В настоящее время из цитологических, генетических, цитогенетических, экологических и эмбриологических исследований (Дарлингтон, Мёллер, Гекели, Малиновский и др.) выкристаллизовывается новое представление о виде, как об эволюционирующей системе.
Теоретический анализ, так же как собственное экспериментальное изучение естественных популяций вида Drosophila melanogaster, позволили автору сформулировать представление о виде, как о системе, приспособленной в процессе эволюции претерпевать дальнейшие эволюционные преобразования.
3. Способность изменять свое взаимоотчошение со средой путем эволюционных преобразований отличает систему вида от системы организма.
То обстоятельство, что эволюционные преобразования, в частности дифференциация частей (образование всех видов полиморфизма, включая возрастной, половой, социальный, модификационный, наследственный систематический и несистематический и др.), не только не нарушают целостности вида, а напротив, совершенствуют способы поддержания его целостности, отличают вид от всех других таксономических единиц, ставя его в этом отношении в один ряд с такими системами, как биоценоз и живое вещество биосферы (как ее понимает Вернадский).
Однако степень дифференциации частей, а отсюда и характер соподчинения частей и целого в пределах вида (в частности, особенности борьбы за существование) отличают систему вида и от этих, близких ему в других отношениях, систем. От биоценоза вид отличается единством его геохимической функции в биосфере. Независимость эволюционного пути от путей эволюции ближайших систем (ближайших как в смысле пространственном, так и в смысле сходства) отличает вид от низших таксономических единиц. Независимость путей эволюции покоится на обособленности вида от близких видов (физиологической, географической, экологической изоляции), обособленности, которой друг в отношении друга не обладают низшие таксономические единицы.