Изучение преобразований организма как целого в процессе эволюции показало, что каждый шаг по пути приспособления позвоночных к наземному существованию совершался в процессе взаимного согласования разных систем органов друг с другом, что приспособление каждого органа осуществлялось не только по отношению к среде, но и к другим органам того же организма.
Строясь на случайных по отношению к приспособлению наследственных из менениях, эволюция приобретает закономерное течение именно в силу компенсаторного характера преобразования каждой части. Направленность эволюционного процесса ничего общего с ортогенезом не имеет.
Таким образом, регуляторный характер развития не только обеспечивает выживание организма в борьбе за существование, но и налагает печать на эволюцию.
Норма защищена высоким порогом реагирования от воздействий, идущих как извне, так и изнутри. Регулируются и погашаются не только случайные внешние воздействия, но и феногенетический эффект возникающих мутаций. И. И. Шмальгаузен формулирует парадоксальный вывод относительно меньшей устойчивости генотипа по сравнению с фенотипом. «Мы пришли к заключениям, казалось бы, парадоксальным,— пишет И. И. Шмальгаузен в статье "Возникновение и преобразование системы морфогенетических корреляций в процессе эволюции"— механизм индивидуального развития обеспечивает у высших животных через сложную систему корреляций известную стойкость организации, а аппарат наследственности (с его мутациями), т. е. структура генома, гарантирует достаточную ее пластичность в процессе эволюции» [1940]. Но дело не только в ослаблении вредного действия мутаций. Проявление мутаций вводится в определенное русло, что также придает эволюции до известной степени канализованный характер. Феногенетические явления начинают играть в процессе возникновения новых форм все возрастающую роль.
В 1961 г. Иван Иванович писал: «Чем выше дифференциация организма, тем сложнее и выражение каждой отдельной мутации. В особенности это касается высших организмов. Преломляясь через эпигенетические процессы, наследственные изменения приобретают свое специфическое выражение в каждой обособленной части, в каждой функции организма. Вместе с тем и в этих выражениях сказывается взаимозависимость частей в их развитии (элементарные корреляции) и конечный эффект мутаций является хотя и множественным, но вместе с тем и интегральным» [1961].