Строение системы живого выступает как фактор ее эволюции, как ее внутренняя предпосылка. Это касается прежде всего строения вида, с присущей ему разобщенностью его частей в пространстве, ограниченностью срока существования частей по сравнению со сроком существования вида, способностью частей воспроизвести себя с избытком, т. е. черт, которые присущи всем видам живых существ как таковым.
Но взаимообусловленность структуры и преобразования выражается не только в строгой приуроченности процессов отбора к системам, построенным подобно виду и только к ним одним, но и в деталях эволюционного процесса. Каждая черта организации открывает одни возможности перед системой и неизбежно закрывает другие. Каждый признак отдельного организма и всей совокупности организмов данного вида является элементом программы будущей эволюции вида. Действительно, каждый уже закрепленный отбором признак представляет условие дальнейшей деятельности отбора.
Совершенно очевидно, что химическое строение структурных основ наследственности предопределяет в значительной степени возможности их химических изменений. Но и совершенно, казалось бы, второстепенные свойства веществ, используемых в качестве скелетных образований, налагают на эволюцию глубочайший отпечаток. Неспособность хитина растягиваться и упругость построенных из него пластин предопределяют множество черт организации всех тех групп организмов, которые использовали хитин в качестве наружного скелета.
Являясь прекрасной защитой против механических повреждений и против высыхания, хитин обеспечил биологический прогресс насекомых [Четвериков, 1915] и создал предпосылки для выхода целых групп организмов из воды на сушу [Гиляров, 1959]. Вместе с тем хитиновый наружный скелет, создавая преграду для выделения продуктов обмена, ограничил морфофизиологический прогресс и, в частности, возможности увеличения размеров особи. В качестве строительного материала машущего крыла насекомых хитин наложил дальнейший запрет на прогрессивное увеличение размера насекомых [Берг, 1960]. Но физические свойства хитинового наружного скелета имели и несколько неожиданные последствия.