Мы говорили уже, что все типы преобразований: авторепродукция, деление, индивидуальное развитие и эволюция — осуществляются на основе определенной программы, от которой зависит конечный результат.
Развитие организма представляет собой ясный пример цикла преобразований, осуществляющихся на основе программы. Программы развития закодированы в виде определенной последовательности нуклеотидов и авторепродуцирующейся субстанции и передаются от родителей к потомкам в процессе смены поколений.
Наличие программы преобразования в случае эволюции далеко не столь очевидно. Сами программы онтогенетического развития и эволюции в принципе различны.
Программирование может осуществляться с помощью жестко заданных команд, но команды могут носить и вероятностный характер. Относительная роль жестких и вероятностных команд различна для программ разных типов преобразований. Наименьшее значение вероятностные команды имеют в программах самовоспроизведения, наибольшее — в программах эволюции. Программирование эволюции осуществляется с помощью вероятностных алгоритмов. Алгоритм эволюции подобен платежной матрице любой игровой ситуации. Тахтаджян [1959] определил эволюцию как основанную на случайных ходах антиэнтропийную игру живого со средой.
Вероятностный характер программирования имеет два разных аспекта. В каждом данном случае вероятность преобразования зависит от наличия наследственных изменений и от их характера, т. е. от той пользы, которую эти изменения приносят своим обладателям. Кроме того, течение процесса задано строением системы лишь с известной жесткостью, допускающей различные варианты. Исход процесса преобразования зависит от конкретного использования платежной матрицы участниками игры. Задана лишь некоторая стратегия, выбор тактики зависит от обстоятельств конкретной обстановки. Однако само наличие стратегии ограничивает роль случая в антиэнтропийной игре живого со средой.