Отсутствие корреляция размеров разных частей в пределах одной и той же совокупности организмов одного вида открыто В. А. Алпатовым у медоносной пчелы (Тюнин, 1925], а затем независимо от него — Сереятьевым [Terentjev, 1931] у озерной лягушки.
Алпатов показал, что размер хоботка медоносной пчелы не коррелирован с размерами всех остальных частей тела насекомого. Наличие корреляции лишь в пределах комплексов признаков при отсутствии корреляции между признаками разных комплексов Терентьев назвал корреляционными плеядами [Terentjev, 1931; Терентьев, 1959, 1960]. Корреляционные плеяды описаны теперь как у растений [Шмидт, 1963], так и у животных [Петрушевская, 1961].
Начиная с 1955 г. мною исследованы корреляционные плеяды у растений [Берг, 1956, 1958, 1959, 1961а, б; Berg, 1959, 1960]. Настоящая работа посвящена итогам этих исследований и рассмотрению их результатов в связи с теорией живых систем.
Отправной точкой для работы служила теория стабилизирующего отбора И. И. Шмальгаузена [1946]. В мою задачу входило не только вскрыть экологические причины образования корреляционных плеяд в процессе естественного отбора, но и сформулировать общий принцип возникновения независимости отдельных признаков, который позволил бы предвидеть характер связей.
Можно дать качественную характеристику комплекса, указав на признаки, закономерно сочетающиеся друг с другом, такие как моносимметрия, сростнолепестность, олигомерия частей, наличие специфического переносчика пыльцы у растений или наличие хитинового панциря, малые размеры, мозаичный тип эмбрионального развития у насекомых. Можно охарактеризовать комплексы признаков с количественной стороны, показав, например, что размеры каких-либо частей согласованы с размерами одних частей в пределах системы и в то же время независимы от размеров других частей той же системы. То, что сказано о размерах, приложимо к любым количественным показателям.