Низшие организмы — бактерии, вирусы существуют на гаплоидном уровне организации их наследственной субстанции.
Однако уже здесь при слиянии отдельных особей друг с другом на короткий период возникает диплоидия и создается возможность использовать те преимущества, которые она дает: осуществляется процесс рекомбинации наследственных задатков.
Переход к диплоидному состоянию знаменовал собой прогрессивное развитие органических форм, обеспечивая повышение энергии жизнедеятельности и оптимальные условия использования мутационного процесса. На высших этапах эволюции гаплоидны только гаметы, а весь цикл онтогенетических преобразований протекает на диплоидном уровне. Диплоидность — универсальное явление среди высокоорганизованных представителей органического мира.
Дальнейшее повышение валентности ядра наталкивается на преграды. Высшие степени плоидности могут давать преимущества лишь в определенных сочетаниях признаков. Ряд прогрессивных признаков налагает на увеличение валентности ядра запрет. Подвижность относится к тем свойствам, которые не сочетаются, или сочетаются с трудом, с высокими степенями валентности. Гетеротрофный способ питания требует подвижности. Как активные, так и пассивные способы передвижения предъявляют жесткие условия к сохранению пропорций подвижного существа. Повышение валентности ядра меняет не только размеры организма в сторону увеличения, но, главным образом, его пропорции [Навашин, 1951, 1963].
Перед гетеротрофными, подвижными существами открылись новые перспективы прогресса в виде разделения полов. Разделение полов создало богатейшие возможности использования перекрестного оплодотворения, а тем самым гетерозиса и комбинативной изменчивости. В эволюции возник генотипический механизм реализации пола. Высшие ступени развития этого механизма завершились реализацией пола с помощью генного баланса между половыми хромосомами и аутосомами.
Генотипический механизм реализации пола, как указал Мёллер еще в 1925 г. [Miiller, 1925], является серьезнейшим барьером для увеличения валентности ядра. Животные с их гетеротрофным способом питания, подвижностью, разделением полов и механизмами определения пола с помощью баланса половых хромосом и аутосом вынуждены были отказаться от увеличения в процессе эволюции числа наборов хромосом [White, 1945; Darlington, 1953; Баранов, Астауров, 1956; Дарлингтон, 1956; Уайт, 1956; Астауров, 1962, 1963].