Концепция группового отбора открывает возможность формулировать понятия приспособлений, обеспечивающих не жизнь особи, а эволюцию группы.
На вопрос: почему существует то или иное устройство? — например, линейное расположение генов в хромосомах — мы можем дать ответ: потому что оно обеспечивает наиболее успешную эволюцию, ускоряет ее темп, ведет форму по пути прогресса. Без концепции группового отбора такая степень целесообразности кажется неосуществимой. Приведенный пример — ошибка. Линейное расположение генов в хромосомах не результат сохранения линейной структуры в процессе группового отбора, сократившего разнообразие хромосомных структур разных видов в угоду наиболее успешной эволюции, а неотъемлемый атрибут субстрата жизни — конвариантно редуплицирующихся макромолекул.
Возникновение жизни — это возникновение линейной структуры, допускающей запись информации и ее считывание. В начале было Слово. Отбор не в его преобразующей, а в сохраняющей форме осуществлялся, конечно, и на предбиологической стадии эволюции в мире макромолекул, но это не был групповой отбор. Примером признака, возникшего под влиянием группового отбора и обеспечивающего поставку материала эволюционных преобразований, может служить рекомбинация генов в процессе образования половых клеток (примечание Р. Л. Берг, 1991 г.).
Полиморфизм, как мы видели, эволюирует сам и вместе с тем определяет дальнейший ход эволюции, делая ее все более прерывистой.
Полиморфизм является выражением целостности вида. Целостность организма и клетки не вызывает ни у кого сомнений. Целостность всего органического мира — разнородного живого вещества биосферы — обоснована трудами Вернадского [1926, 1940]. Представление о целостности вида [Берг, 1943б; Малиновский, 1945; Северцов, 1951; Завадский, 1954] и о целостности биоценоза все еще дискутируется. Пространственная разобщенность частей, отсутствие «цельности» вида препятствуют признанию его целостности.
Идея целостности вида, сравнимой с целостностью организма, вытекает из представления о разнообразии строения систем, которые остаются системами, будучи сплошными, как организм, клетка или кристалл, или рассеянными, как Солнечная система и Галактика. Целостность не есть цельность. Вид целостен. Однако его дискретность, связанная с пространственной разобщенностью его конструктивных элементов, подавляет представление о наличии взаимосвязи между отдельными конструктивными элементами системы и препятствует признанию его целостности.