У бабочки Panaxia dominula нормальные самки оказывают предпочтение самцам P. bimaculaia, гомозиготным по меланистической мутации, и самцам P. medionigra, гетерозиготным по той же мутации, перед нормальными самцами (Fisher, Ford, 1947; Sheppard, 1953, 1956].
То же явление наблюдал и Кэтлуэлл [Kettlewell, 1956а, Ь] у бабочки Biston betularia L. Нормальные самцы этого вида предпочитают темных самок нормальным, руководствуясь запахом. Такое предпочтение, оказываемое какой-либо форме, со стороны особей противоположного пола может способствовать включению предпочитаемой формы в популяцию. Даже в том случае, если ее селективное значение ниже, чем у другой, может установиться баланс селективных сил, в результате которого адаптивное значение обеих форм сравняется или даже окажется выше у той из форм, селективное значение которой ниже.
В некоторых случаях барьеры для скрещивания существуют и между формами. Если одна или некоторое количество форм бесплодны (как это имеет место у колониальных перепончатокрылых), или нежизнеспособны (наподобие гибнущих зародышей немертины Lineus), или разобщены во времени (сезонные формы, чередование поколений и т. п.,), то между формами вида существует барьер, не грозящий, однако, разобщением групп именно в силу того, что все формы рождаются в потомстве одной пары или друг от друга.
Полиморфизм — это разнообразие особей в пределах группы. Формы носят служебный, как бы подсобный характер. Полиморфизм — это групповое приспособление, обеспечивающее жизненные и эволюционные возможности вида как целого. Отношения между формами полиморфного вида конгруэнтны.
Форма полиморфного вида порождает наряду с формами, подобными ей самой, формы, от нее отличающиеся, или рождает только отличающиеся от нее самой формы (в случае чередования поколений); она скрещивается преимущественно, или исключительно с другими формами того же вида. Различие между формами носит прерывистый характер. Среда обитания разных форм часто тождественна, за исключением того обстоятельства, что для формы «А» компонентом среды является отличающаяся от нее форма «В», а для формы «В» — форма «А». В сходных условиях среды различия форм сохраняются. Они носят, таким образом, ярко выраженный авторегуляторный, а чаще всего автономный характер [Шмальгаузен, 1940].