Мутации стерильности, ограниченные одним полом (женским), найдены мною в Х-хромосоме. Частота их возникновения под влиянием х-лучей 7,2 ±1,9% [Берг, 1938].
Частота возникновения деталей в том же опыте 19,2 %, а мутаций стерильности, затрагивающих самца — 18,8 + 2,6 % (затрагивают ли эти мутации также самку — неизвестно). В Х-хромосоме установлено большое количество мутаций стерильности, проявляющих свое действие в самце. Затрагивают ли эти мутации также и самок — неизвестно, так как получить гомозиготных самок по мутации, которая стерилизует самца, невозможно без применения специальной методики.
О соотношении мутаций, влияющих различно на самцов и самок в Х-хромосоме, нам пока ничего не известно. Но зато нам известно, что «мужские модификаторы» не преобладают в аутосомах. Этого одного достаточно, чтобы усомниться в том, что «женские модификаторы» преобладают в половой хромосоме. Но тогда нет необходимости и принимать существование специфических «мужских» и «женских» модификаторов у форм, где выработались различия в генном балансе между наборами хромосом самца и самки. У этих форм реализация пола зависит от различий в концентрации реализующих пол веществ, а не в количественном преобладании «мужских» генов над «женскими» или наоборот [Aida, 1936; Берг, 1938].
Те же самые гены, которые в зависимости от дозы выступают как реализаторы мужского и женского пола, определяют и исход реализации пола,— они действуют как женские в одной генотипической среде, как мужские — в другой. Реализация пола — это начальный этап развития мужского или женского пола. Мутации, действующие сильнее на реализацию полов, чем различия в генном балансе, конечно, могут возникать. У Drosophila описаны такие мутации [Sturtevant, 1921а, b; Muller, 1928; Lebedeff, 1938]. Однако нет оснований предполагать, что в норме реализация пола зависит преимущественно от нормальных аллеломорфов этих мутаций.