Сохранение популяциями различий по мутабильности в одинаковых (лабораторных) условиях указывает на независимость мутабильности от колебаний в климатических факторах среды [Берг, 1942а], а автономность количественного показателя наводит на мысль о существовании биотических условий отбора [Берг, 1958].
Конкуренция групп по пластичности и есть, по-видимому, условие повышения мутабильности и вместе с тем причина ее независимости от случайных колебаний в абиотических факторах среды. К этой же категории исследований относится сравнение у близких видов растений частоты возникновения мутаций в стареющих семенах, отличающихся наличием или отсутствием периода покоя [Навашин и др., 1940], и у близких видов дрозофил [Dobzhansky et al., 1954], обитающих в разных температурных условиях и обладающих разной структурой популяций.
Вся совокупность этих исследований, так же как теоретические соображения Sturtevant [1937, 1938], Шапиро [1938] и Буццати-Траверсо [Buzzati-Traverso, 1954], с достаточной убедительностью показывают, что мутабильность эволюционирует, что, являясь приспособительным признаком вида, она досягаема для естественного отбора как в его индивидуальной, так и групповой форме. Мутабильность входит как необходимый компонент в генетическую систему вида и как таковой участвует в целостных преобразованиях генетических систем в процессе эволюции. Установление оптимальных состояний, закономерное сочетание с другими свойствами, в частности с другими факторами эволюции,— итог эволюции мутабильности, как и всякого иного свойства вида.
Условия для быстрого изменения мутабильности в сторону как понижения, так и повышения имеются. Генотипический контроль мутабильности одних локусов со стороны других локусов открывает широкие возможности повышения мутабильности. Всякая новая мутация, меняя в какой-то степени химизм клетки, представляет собой химический агент, вызывающий мутации других локусов, и притом независимый от проницаемости каких бы то ни было клеточных и тканевых барьеров. Положительный отбор мутантов создает условие повышения мутабильности [Берг, 1948]. Это не значит, конечно, что мутабильность неуклонно эволюционирует в сторону повышения. По-видимому, главной чертой эволюции мутабильности является, как это ясно подчеркнул Шапиро [1938], согласование частоты возникновения мутаций с другими свойствами генетической системы.