Различие между видами и разновидностями одного вида по мутабильности [Timofeeff-Ressovsky, 1936; Stubbe, 1937; и др.], а также генотипический контроль мутабильности [Demerec, 1928; Шапиро, 1938; Rhoades, 1941; Stebbins, 1950; Dobzhansky, 1954; Вагнер, Митчел, 1958; и др.] широко известны.
Следовательно, наследственная изменчивость по мутабильности, или материал для эволюционных преобразований, имеется. Сопоставляя разные способы генотипического контроля мутабильности, Тимофеев-Ресовский [Timofeeff-Ressovsky, 1936] еще в 1936 г. указывал, что мутабильность может претерпевать как кажущиеся, так и истинные изменения и что подлинные различия между генами по мутабильности могут быть как внешними, т. е. зависеть от других генов того же генотипа, так и внутренними, т. е. зависеть от различий в структуре самих генов. Однако изменчивость еще не эволюция. Эволюционирует ли сама мутабильньсть, и каковы методы познания эволюции мутабильности?
Сравнительный метод и моделирование естественного отбора с помощью искусственного отбора применимы к изучению факторов и путей эволюции мутабильности, как и всех эволюционных проблем.
С помощью искусственного отбора можно пролить свет на способ действия естественного отбора и частично моделировать его действие. Эффективность искусственного отбора по мутабильности доказана всеми теми авторами, которым удалось выделить высокомутабильные линии [Demerec, 1937; Тиняков, 1939; Neel, 1942; Берг, 1944б; Mampell, 1946; Ives, 1950; и др.]. Показано также, что искусственный отбор мутантов приводит к повышению мутабильности других локусов. По-видимому, отбор мутантов сопровождается отбором генотипических причин, способствующих повышению мутабильности [Берг, 1948].