Сравнивая состав специфичных для осетровых рыб гельминтов, зарегистрированных у севрюги северного и южного локальных стад Каспия (по литературным данным), мы отмечаем их полное совпадение.
Некоторые особенности гельминтофауны севрюги, связанные с ее нерестовыми миграциями в реки, а также с принадлежностью к отдельным локальным стадам, выявлены только для бассейна Каспийского моря. Г. С. Марков, В. 3. Трусов, А. В. Решетникова (1963) указывают на исчезновение у севрюги в Волге морских форм паразитов — Nitzschia sturionis, Bothrimonus fallax, появление Amphilina foliacea и Contracaecum bidentatum. Благодаря биологической особенности — стремительного хода на нерест в реку и ската в море — количественные показатели ее инвазии пресноводными видами гельминтов довольно низкие.
По числу зарегистрированных видов гельминтофауна севрюги немного уступает лишь гельминтофауне русского осетра. Состав специфических видов гельминтов у этих двух видов рыб очень близок. По сравнению с русским осетром, а также другими видами проходных осетровых севрюга слабо заражена Nitzschia sturionis, Cucullanus sphaerocephalus (морские формы), Contracaecum bidentatum, Cystoopsis acipenseris (пресноводная и эвригалинная формы).
В низовье Волги у севрюги отмечены высокие показатели зараженности цестодами и скребнями (Марков, Трусов, Иванов, 1967). Авторы объясняют этот факт тем, что в спектре питания севрюги в этом районе преобладают бокоплавы и рыбы, являющиеся промежуточными хозяевами для отмеченных групп гельминтов.
По нашим данным, севрюга из Каспия (Дагестанское побережье) довольно высоко заражена цестодами Eubothrium acipenserinum.
и Bothrimonus fallax, скребнем Leptorhynchoides plagicephalus; нами установлены также высокие показатели инвазии севрюги трематодой Skrjabinopsolus semiarmatus.