Происхождение половых придатков насекомых
Любопытно в работе W. М. и то, что стволикам яйцеклада, отходящим по паре от вентральной стенки 8-го и 9-го абдоминального сегмента, автор приписывает значение эндоподитов ножек, основанием которым служат сохранившиеся и здесь subcoxae, несущие styli.
Значение рудиментарных эндоподитов приписывает он и небольшому выросту, найденному им у Lepisma самца на рудиментах ножек медиально от stylus. Таким образом, по мнению W. М., женские и мужские половые придатки у Thysanura суть видоизмененные ножки насекомых, соответствующие эндоподиту двуветвистой ножки; лишь половые сегменты брюшка (8-й и 9-й самки, 9-й самца) сохранили у Thysanura ножки, все же 7 передних сегментов брюшка утратили их за исключением субкоксальной части, которая сохранилась; последняя соответствует протоподиту двуветвистой ножки.
Основание заднегрудной ножки Petrobius maritimus (по Wood Mason)
В своей статье, озаглавленной «Die Abdominalanhange der Insekten etc», Haase (1889a) касается и вопроса происхождения половых придатков; он считает их специальными выростами покровов, с ножками ничего общего не имеющими; по его мнению, это первоначально чисто эктодермические образования, лишь вторично приобретшие мускулатуру. Это мнение разделяется и рядом следующих авторов, как-то: Peytoureau (1895), Heymons (1896а, 1896в, 1896с, 1897а, 1897в, 1898), Zander (1899, 1900) и др., опирающихся главным образом на данные истории развития.
С другой стороны, Verhoeff (1896, 1897, 1903а, 1903в), основываясь на сравнительно-анатомических данных, выступил в защиту происхождения половых придатков от ножек; эта теория приобретает за последнее время все более и более сторонников: так, в ее пользу высказались Borner (1920), Escherich (1904), Handlirsch (1929). По мнению Verhoeff, половые придатки как самца, так и самки суть видоизмененные абдоминальные ножки тех сегментов, на которых сидят, а именно 8-го и 9-го абдоминального. В подтверждение своего мнения Verhoeff ссылается на половые придатки Myriopoda (Chilopoda и Diplopoda), где превращение ножек в половые придатки отлично прослеживается и сравнительно-анатомически, и на истории их развития; правда, половые придатки не унаследованы Hexapoda от Myriopoda, но и те и другие близко родственны друг другу, и на этом основании для половых придатков Hexapoda можно ожидать происхождения, сходного с половыми придатками Myriopoda.