Биологический прогресс с точки зрения морфобиологической теории представляет собой результат изменений данной группы организмов, что на языке эколога означает изменение природы вида действующими экологическими отношениями путем естественного отбора.
Тем самым, согласно С. А. Северцову, возникает вопрос об эволюции экологических отношений, об изменении форм борьбы за существование в процессе адаптациогенеза. Адаптивная радиация и биологический прогресс имеют своей первопричиной приспособления, снижающие смертность. В зависимости от качества приспособления меняется диапазон адаптивной радиации — в одних случаях возникает новый род или семейство, в других — подвиды. Так раскрывается значение экологических факторов эволюции, постулированных морфобиологической теорией А. Н. Северцова.
С экологической точки зрения ароморфозы обостряют борьбу за существование и повышают интенсивность естественного отбора, тогда как идиоадаптации понижают смертность и уменьшают плодовитость. Объектом эволюционной экологии, как неоднократно отмечал С. А. Северцов, является не отдельная особь, а популяция. Предмет эволюционной экологии он определял как исследование изменений экологических отношений, форм и типов борьбы за существование при эволюции видов. Основной свой труд «Динамика населения и приспособительная эволюция животных» он рассматривал как синтез эволюционной морфологии и экологии (1941).
В конце XIX в. в эмбриологии сформировались аналитическое и экспериментальное направления, стремившиеся исследовать формообразовательные реакции и проникнуть в их механизмы. Для достижения этой цели В. Ру предложил новый — каузально-аналитический — метод. На его основе сформировалась каузальная морфология, или механика развития. Ру и его последователи исследовали развитие организма, отвлекаясь от предшествующей эволюции вида. Самоизоляция от теории эволюции и исторического метода привела каузальную морфологию к серьезному методологическому кризису.