Для познания эволюции биогеохимического круговорота вещества большое значение имеют исследования его особенностей в отдельных фанерозойских палеобиосферах и в различных современных геохимических ландшафтах.
Эти исследования проводились в рамках геохимического ландшафтоведения, созданного трудами Б. Б. Полынова, который синтезировал геохимические идеи Вернадского и Ферсмана с учением Докучаева о зонах природы (Полынов, 1953). Разработанный им метод сопряженного геохимического анализа всех компонентов ландшафта активно использовался в трудах его многочисленных учеников и последователей (Н. И. Базилевич, М. А. Глазовская, В. В. Добровольский, В. А. Ковда, К. И. Лукашев, А. И. Перельман и др.), в которых исследовались различные геохимические ландшафты. Эти работы стали основой для постановки вопроса об этапах и тенденциях эволюции биогеохимического круговорота в фанерозое, так как сохранилось немало ландшафтов, которые в известном смысле могут рассматриваться как реликты прошлых биосфер: пустыни, горные тундры, хвойные и тропические леса и т. д. (Перельман, 1961, 1973; Лукашев, Вадковская, 1973; Ковда, 1973б).
Среди главных тенденций в эволюции биогеохимического круговорота Перельман называет нарастающую его дифференциацию, связанную с появлением все новых циклов элементов и изменением их форм миграции, ускорение темпа круговорота, усовершенствование способности к максимальному и экономному использованию минерального вещества и воды, к повышению биотической продуктивности. Эти процессы сопровождались нарастающим выщелачиванием и обеднением ландшафтов необходимыми элементами минерального питания растений. Особо сильно это сказывалось в периоды спокойного тектонического развития Земли, а в эпоху орогенеза магматические процессы выносили в биосферу глубинные породы, обогащенные фосфором, калием, кальцием, натрием.