Одним из первых, попытавшихся применить эти представления к эволюции биосферы, был Комаров (1921), который считал, что «смысл» эволюции заключается в выработке форм, замедляющих энтропию солнечной энергии.
По его мнению, все многообразие органических форм есть не что иное, как своеобразный способ усложнения циклов трансформации энергии на Земле и повышения энергетической эффективности живого, проявляющейся в образовании «стойких систем энергии» (с. 45). «При этом задерживается, обесценивается и удлиняется весь цикл превращений, испытываемых данным количеством солнечной энергии в момент ее появления на Земле в виде солнечного луча до исчезновения с Земли» (там же). Благодаря эволюции живого стала возможной консервация солнечной энергии на сотни миллионов лет. Аналогичные идеи высказывали В. Анри, Вернадский и Ферсман, но они не получили должного развития.
Только в последние десятилетия в связи с возрастанием интереса к эволюции биосферы они привлекают внимание все большего числа ученых различных специальностей. Так, Г. Ф. Хильми подчеркивает: «С энергетической точки зрения появление и развитие биосферы на Земле... следует рассматривать как возникновение грандиозного процесса постоянного накопления запаса превратимой энергии в поверхностной оболочке Земли и тем самым направленного процесса уменьшения "производства" непревратимых форм энергии в земной природе» (1966, с. 271). Это обеспечивается, по мнению Хильми, прежде всего выработкой у растительного покрова адаптации к максимальному захвату солнечной энергии.
На континентах это достигается путем увеличения фотосинтезирующей поверхности (образование листовой мозаики, формирование непрерывного растительного покрова, его ярусной структуры, а также дифференциация растений по сезонам вегетации). В числе основных путей замедления энтропии в биосфере Е. М. Лавренко называл морфологическое усложнение органических форм в сторону увеличения ассимилирующей поверхности, формирование разнообразных жизненных форм, захват новых зон жизни, возникновение гетеротрофных организмов, способных максимально использовать аккумулированную автотрофами энергию (1972). Качественное многообразие органического мира, по мнению Лавренко, играет особо важную роль в устойчивости биосферы и выполнении ее «нэгэнтропийной роли».
Значение К (степени прогрессивности ландшафта) для основных типов ландшафтов (по: Перельман, 1973)