Представление об эволюции органического мира

Представление об эволюции органического мира

 

Были предложены и другие, иногда принципиально отличные схемы эволюции почв (Коссович, 1911; Ремезов, 1932, и др.).

Так, Коссович исходным пунктом почвообразования считал пустынные, а не тундровые почвы, рассматривая последние вместе с болотными почвами как заключительные стадии эволюции. Отсутствие данных об ископаемых почвах и их связи с живущими в те эпохи организмами стало причиной серьезных расхождений при выделении главных этапов и тенденций в эволюции почв. Эти расхождения резко проявились во время дискуссий на Всесоюзной почвенной конференции в 1933 г. Мы не будем останавливаться на основных точках зрения, высказанных в ходе этой и последующих дискуссий. Сошлемся на мнение Роде, который в результате исторического анализа данной проблемы пришел к выводу, что «наши представления об эволюции почв в большинстве случаев имеют лишь весьма общий характер.

 

Отдельные стадии этой эволюции, движущие факторы ее в большинстве случаев представляются еще в той или иной мере гипотетическими и требующими проверки с приложением более надежных, преимущественно экспериментальных методов» (1947, с. 50). Аналогичные оценки можно встретить в работах Глазовской, Ковды, Полынова, Вместе с тем важно подчеркнуть, что в концепции Вильямса впервые было развито представление об эволюции органического мира как главной движущей силе эволюции почв. Как отмечалось в работах ведущих отечественных почвоведов и геохимиков (Полынов, 1956; Ковда, 1973б; Перельман, 1973), основная идея биологической концепции Вильямса вместе с биогеохимическими идеями Вернадского составляют основу современных знаний об эволюции почв. Они все больше привлекают внимание зарубежных почвоведов, примером чего могут служить работы французского почвоведа Г. Эрхарта о геохимической роли леса.

Для разработки проблемы эволюции почв большое значение имело внедрение геохимических идей Вернадского в практику почвоведения. Здесь особую роль сыграли разработанный Полыновым метод сопряженного анализа почв, грунтовых вод, зоны гипергенеза и растительности (1934) и осуществленные им на основе этого метода классические исследования начальных этапов почвообразовательного процесса под влиянием литофильной растительности (1945). Было показано, что литофилы, захватывая химические элементы непропорционально их содержанию в породе, обусловливают изменение форм их миграции и накопления в коре выветривания, а также образование вторичных минералов.

 

Работа Полынова позволяет представить некоторые характерные черты развития биосферы при завоевании растительностью суши. Наряду с исследованиями зольного состава лесной (С. В. Зонн, Н. П. Ремезов), степной и галофитной (Н. И. Базилевич, В. А. Ковда) зон работы Полынова подтвердили, что биогеохимическое почвообразовательное действие растительности осуществляется прежде всего через малый биотический круговорот. При этом особая роль в эволюции почв принадлежит процессам разложения, а не создания органических веществ, так как при разложении освобождается громадное количество энергии в тепловой или химически работоспособной форме.