Даже краткий обзор основных результатов исследований, непосредственно относящихся к проблеме биогеохимических закономерностей эволюции, позволяет сделать вывод, что идея Вернадского о переходе эволюции органического мира (эволюции видов) в эволюцию биосферы в целом была подтверждена.
Следы этого перехода запечатлены в газовом составе атмосферы, в химических свойствах и солевом составе гидросферы, в химическом и минералогическом составе литосферы, в структуре и текстуре образующих ее пород. Не случайно мысль о необходимости создания новой науки — биогеологии, изучающей воздействие жизнедеятельности организмов и их эволюции на развитие геологических процессов и на формирование в земной коре месторождений полезных ископаемых, завоевывает все большее число сторонников (Walther, 1936; Teihard de Chardin, 1943; A. В. Сидоренко, Св. А. Сидоренко, 1971; А. В. Сидоренко и др., 1978; Соколов, 1981). По точному выражению Соколова (1976), стало очевидным едипство стратисферы земли как результат развития былых биосфер.
В то же время необходимо учитывать, что в трактовке геохимической эволюции поверхностных оболочек Земли до сегодняшнего дня переплетаются «... факты различной степени достоверности и различные предположения и гипотезы» (Ронов и др., 1972, с. 88). Имеющихся данных далеко не достаточно для того, чтобы разработать единую, учитывающую достижения различных наук концепцию эволюции геохимического строения биосферы и ее движущих сил. Предстоят еще длительные исследования не только для поиска дополнительных доказательств этой эволюции, а также и методов изучения взаимосвязи эволюционных процессов на популяционно-видовом и биосферном уровнях организации живого. Только после открытия таких методов может быть успешно решена задача синтеза имеющихся данных о геохимической эволюции биосферы с эволюционной теорией.