Вывод геохимиков о постоянстве элементного химического состава видов существенно дополнял сформулированные в эволюционной биохимии растений представления о видовой специфичности основных биохимических признаков (И. П. Бородин, С. Л. Иванов, А. В. Благовещенский).
Таксономические различия в химическом составе организмов обусловлены главным образом различным содержанием микроэлементов, концентрация которых изменяется в пределах нескольких порядков. Отсюда следует, что эволюция биогеохимических функций биосферы связана прежде всего с изменением концентрации в организмах этих элементов. Как неоднократно отмечал Виноградов, изучение химического состава различных таксономических групп позволяет связать «явления жизни с историей химических элементов в биосфере» (1931, с. 254).
Таким образом, Вернадский наметил путь для изучения связи эволюции видов с геохимическими и энергетическими преобразованиями биосферы. Измерения биомассы биосферы и элементов, вовлекаемых организмами в круговороты вещества, позволяли изучать геохимическую и энергетическую роль живого в функционировании и развитии биосферы. Отсутствие прямых палеонтологических данных о влиянии преобразований отдельных видов на структуру биосферы побудило Вернадского анализировать это влияние «путем изучения общего эффекта жизни
в истории химических элементов Земли — биогенной миграции химических элементов и тех правильностей, которые с этой миграцией связаны» (1928, с. 234).
Как видно из вышеизложенного, в геохимической эволюции живого Вернадский отмечал несколько основных тенденций. Это, во-первых, расширение области миграции элементов в результате усиления «всюд-ности» жизни и захвата ранее недоступных зон обитания (выход организмов на сушу, проникновение жизни в глубины гидросферы и литосферы и т. д.). Во-вторых, увеличение преобразующего влияния жизни на среду, на косные компоненты биосферы. В-третьих, общее ускорение темпов миграции элементов. В-четвертых, появление качественно новых форм их биогенной миграции, не связанных непосредственно с внутри-организменным обменом (строительная и орудийная деятельность животных, антропогенное воздействие). В-пятых, резкое усиление отдельных биогеохимических функций биосферы (кальциевой, серной и т. д.). И, наконец, в-шестых, общее усложнение структуры биогеохимических круговоров, связанное с появление новых потоков миграции элементов.