В новом свете теперь представляется проблема происхождения многоклеточных животных. Их традиционно выводили из организмов, современными аналогами которых могут служить колониальные жгутиковые.
Но нуклеотидный состав ДНК жгутиконосцев 58.8% ГЦ (в среднем), а для многоклеточных животных та же величина 40.1—41.9%. Из одноклеточных только инфузории характеризуются ДНК АТ-типа, но эта группа пошла по пути не возникновения многоклеточности, а максимального усложнения одной клетки. Поэтому наиболее вероятным претендентом на роль предков многоклеточных животных были другие жгутиковые, отличные от ныне живущих.
Однако подмеченные Антоновым эволюционные тенденции могут быть использованы при построении системы лишь самого высокого уровня (царства и слагающие их категории самого высокого ранга). Попытки использовать столь крупномасштабный признак, как % ГЦ, для более мелких систематических категорий оказались значительно менее успешными. Вот примеры, где этот показатель работает, если можно так выразиться, на пределе.
Нуклеотидный состав ДНК млекопитающих исследован достаточно полно (Arrighi et al., 1968, 1970). Установлено, что средний % ГЦ для отрядов, ведущих свое происхождение от общего корня, довольно близок. Так, рукокрылые, приматы и современные насекомоядные происходят от общего предка — примитивного насекомоядного конца мелового периода. Нуклеотидный состав ДНК соответственно 39.7, 39.1, 39.4% ГЦ. Хищные, непарно- и парнокопытные выводятся из одного предка (палеоценовый род Protogonodon включал в себя формы, близкие как хищным, так и копытным, из которых развились примитивные хищники креодонты и копытные кондиляртры). Нуклеотидный состав соответственно 38.3, 37.4, 38.4% ГЦ.
Грызуны, неродственные ни той, ни другой группировке, имеют в среднем 39.1—40.5% ГЦ. Это, однако, не свидетельствует об их большей близости к древним насекомоядным.
Исследовали также состав ДНК рыб (Попов, Антонов, 1974). Анализ % ГЦ свидетельствует о том, что отряд оригинальных батипелагических рыб — светящихся анчоусов (Myctophiformes) — никак не может быть сближен с лососеобразными (Salmoniformes) (35.2% ГЦ против 45.7%). Но, с другой стороны, высокий % ГЦ в отряде тресковых рыб (Gadifor-met) — 47.0% отнюдь не свидетельствует о близости их к акулам (Lamnlformes — 47.3%). При анализе состава ДНК следует учитывать, что различие по этому признаку свидетельствует о весьма дальнем родстве, в то время как сходство еще ничего не доказывает. Хороший пример подобного рода приводит Белозерский (1969): актиния (кишечнополостное), морской гребешок (моллюск) и голубь имеют одинаковый состав ДНК (39.6%). Из этого, конечно, не следует, что нуклеотидные последовательности ДНК актинии и голубя идентичны.