Хотя нуклеиновые кислоты были открыты Ф. Мишером в Тюбингенской лаборатории Э.-Ф. Гоппе-Зейлера более 110 лет назад (в 1868— 1871 гг.), их долгое время не считали субстратом наследственности.
Для этого, казалось бы, имелись веские основания. Прежде всего, в начале нашего века сложилось впечатление, что растительным организмам свойственна нуклеиновая кислота так называемого дрожжевого типа, т. е. впервые выделенная из дрожжей (РНК), а животным — тимонуклеиновая, т. е. выделенная из тимуса (ДНК). Другим не менее распространенным заблуждением была концепция школы Ф. Левина (Рокфеллеровский институт, США) о тетрануклеотидном строении нуклеиновых кислот. Согласно этой концепции, нуклеиновые кислоты содержат нуклеотиды в отношении 1 : 1: 1: 1. Естественно, биополимер столь простого и регулярного строения казался не очень убедительным претендентом на роль «наследственного вещества».
Эти ошибочные представления — следствия в то время далеко еще не совершенных биохимических анализов — в конце концов не выдержали проверки экспериментом. Из исследований, знаменующих начало нового этапа в изучении нуклеиновых кислот, следует назвать работы А. Н. Белозерского, выполненные в середине 30-х годов. Именно в это время Белозерский привел убедительные доказательства существования «животной», тимонуклеиновой кислоты (ДНК) в проростках гороха, сои, фасоли, конского каштана и пшеницы (Кизель, Белозерский, 1934; Белозерский, 1935). Из этих работ следовало, что ДНК, как стали в конце 40-х годов называть тимонуклеиновую кислоту, является универсальным компонентом ядер как растительных, так и животных организмов.
В 1944 г. О. Эйвери, С. Мак-Леод и М. Маккарти установили, что так называемый фактор Гриффитса — вещество, передающее наследственные свойства от одних бактерий к другим, не что иное, как ДНК.
И, наконец, в период с 1947 по 1950 г. Дж. Гулландом и Э. Чаргаффом была показана несостоятельность тетрануклеотидной теории. Чаргафф, разработав новые методы определения состава ДНК, показал, что ДНК различных организмов отличаются разным количественным соотношением оснований. Тем самым была обнаружена видовая специфичность ДНК — необходимое условие для того, чтобы это вещество могло быть субстратом наследственности.