В последнее десятилетие известное развитие получили исследования эволюционно-экологических и этологических аспектов антропогенеза.
В нашей стране вышло немало работ, в которых отражены определенные результаты этих исследований (Кряжев, 1955; Камшилов, 1960; Нестурх, 1960; Тих, 1970; Фирсов, 1972, 1977; Алексеев, 1975, 1979; Л. Алексеева, 1977; Крушинский, 1977). Характерно, что именно проблема групповой организации, ее эволюционно-биологический аспект оказались в поле особого внимания философов и специалистов в области проблем предыстории (Леонтьев, 1959; Туровский, 1963; Семенов, 1966; Ефимов, 1969, 1972; Гурьев, 1973; Поршнев, 1974; Стрельченко, 1980). Установлено, что семейно-стадный способ групповой организации был одной из важнейших предпосылок гоминизации.
Материалы наблюдений за стадной жизнью приматов (как в искусственной, так и в естественной среде обитания) помогают реконструировать древнейший этап развития социальной организации, установить вероятную структуру коммуникаций в предчеловеческом стаде и межстадных объединениях, определить возможную численность, возрастные и половые показатели предчеловеческого стада, особенности его миграции и расселения. Конечно, стадный образ жизни, экология современных обезьян неадекватны стадности как способу бытия формирующихся людей в антропогенезе, внутренняя структура первобытного стада и способы общения в нем нам еще далеко не ясны. Однако реконструкция популяционной структуры человечества на этапах его предыстории требует привлечения в качестве исходных данных материалов экспериментальных исследований закономерностей микроэволюции в сочетании с данными палеоантропологии, археологии и этнографии, относящихся к наиболее раннему периоду антропогенеза.
Значительный интерес представляют также экспериментальные исследования орудийной деятельности антропоморфных обезьян, которыми с помощью совершенных методик выявляется арсенал имитационных средств и границы подражательных возможностей антропоидов, их морфо-психологический потенциал к изготовлению орудий (Ладыгина-Котс, 1965; Хрустов, 1968, 1976).
В заключение следует отметить, что на пути к выяснению эволюционного значения биологических предпосылок антропосоциогенеза делаются лишь первые шаги. Важную роль в этом процессе призвана сыграть современная синтетическая теория эволюции, которая и в трактовке проблем естественной предыстории человечества последовательно восходит к лучшим традициям классического дарвинизма.