В монографии Алексеева (1978) на обширном палеоантропологическом материале показано, что процессы возникновения, формирования и сложения расовых комплексов носили многоступенчатый, этапный характер.
Движущую форму естественного отбора на ранних этапах расообразования сменяет на стадии расовой дифференциации и образования современных больших рас в верхне- и послепалеолитическое время стабилизирующий отбор, с последующим переходом его в форму, поддерживающую интенсивный процесс грацилизации, т. е. шлифовку ранее сложившихся расовых комплексов. Автор проявляет большую осторожность в трактовке этого вопроса, справедливо полагая, что предпринятый им анализ факторов дифференциации древнейших и древних гоминид во времени и пространстве ограничен рамками палеоантропологических исследований, отличающихся фрагментарностью и неполнотой сведений.
Большую роль в разработке проблем антропогенеза играет привлечение материалов из разных областей геологических и географических наук. В особенности это касается тех разделов четвертичной геологии и палеогеографии третичного периода, которые раскрывают древность остатков ископаемого человека и древних ландшафтов и способствуют реконструкции особенностей воздействия природных условий (смены климата, флоры, фауны) на ход эволюции человека (И. Иванова, 1965). В этой связи в последние годы в нашей стране исследуются эволюционно-биологические механизмы адаптации человеческих популяций к условиям разнообразной географической среды в антропогенезе и к современным природным условиям (Решетов, 1966; Якимов, 1967, 1974; Т. Алексеева, 1977; Будыко, 1977; Файнберг, 1980; Адаптация человека, 1972,и др.).
Заметно оживилось изучение форм и направлений естественного отбора в современных человеческих популяциях (Эфроимсон, 1964; Алексеев, 1968; Рычков, 1969), а также обсуждение проблемы биологического будущего человечества в связи с дальнейшим развертыванием процессов научно-технической революции и глобальным воздействием человечества на эволюцию биосферы (Быстров, 1957; Эфроимсон, 1964; Дубинин, 1971; Камшилов, 1974б, и др.). Большинство исследователей полагает, что дальнейшее развитие биологических свойств человека исключает видообразующие процессы. Естественный отбор, прекратив свое существование в качестве причины развития, сохраняется в форме поддерживающего достигнутый уровень биологической организации: его роль ограничивается устранением в человеческой популяции аномальных гамет, зигот, эмбрионов и индивидов.