Заметным событием в жизни советской науки стал VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Москва, август 1964).
Доклады и выступления советских ученых на секциях и симпозиумах конгресса продемонстрировали достижения отечественной науки в разработке главнейших теоретических проблем антропологии (см.: Труды VII Междунар. конгресса антропологических и этнографических наук, М., 1968, т. 1—3). Основные вопросы систематики и филогении гоминид, а также узловые методологические и теоретические проблемы антропогенеза обсуждались на специальном симпозиуме «Проблема грани между человеком и животным» (см.: Вопросы антропологии, 1965, вып. 19).
На конгрессе были доложены материалы о восточноафриканских находках олдувайских австралопитеков (Якимов, 1966; Tobias, 1968). Добытые сведения потребовали по-иному взглянуть на процесс эволюции человека и подвергнуть существенному пересмотру прежние данные о древности человеческого рода. В свете новых данных, значительно подробнее, чем раньше, характеризующих группу австралопитековых, было установлено, что австралопитек как эволюционный тип представляет собой форму непосредственных предшественников человека в животном мире. Этот вывод обосновывается не только анализом морфологических особенностей костных остатков австралопитековых, поразительно сближающих их с человеком, но и в особенности использованием и, возможно, изготовлением ими примитивных орудий (Решетов, 1966; Урысон, 1966; Якимов, 1967, 1974; Рогинский, 1969; Иди, 1977).
В литературе, посвященной олдувайским находкам, последнему обстоятельству придается особенно большое значение. С обнаружением презинджантропа — Homo habilis — был установлен предполагаемый создатель примитивных каменных орудий, относящихся к так называемой галечной культуре. Открытие Лики значительно прояснило вопрос и о возрасте австралопитека. Если раньше считалось, что австралопитек (предполагаемый возраст около 1 млн лет) представляет собой побочную вымершую ветвь раннечетвертичных антропоидов, спорадически употреблявших природные предметы в качестве орудий, то находки в ущелье Олдувай заставили пересмотреть эти представления, поскольку Homo habilis был определен как один из вариантов австралопитековых с возрастом более 1.7 млн. лет.
Более того, раскопки последних лет в Африке дали богатый материал, свидетельствующий о значительном увеличении (до 4—5 млн. лет) древности австралопитековых, а следовательно, и приобретения ими прямохождения как первого шага па пути гоминизации. Получены также новые сведения об их расселении и ранней адаптивной радиации, об экологии и образе жизни этих приматов.