Переход от типологического (организмоцентрического) к новому, популяционистскому мышлению приобрел исключительное значение в исследованиях первобытной истории, и в особенности ее начала: в решении узловых вопросов происхождения и эволюции сознания, языка, первобытного коллективизма, проблемы генезиса труда.
В современной теории эволюции классические понятия учения об ароморфной эволюции Северцова и Шмальгаузена дополнены новыми понятиями: «магистральная линия прогресса» (К. М. Завадский), «неограниченный прогресс» (J. Huxley), «ноогенез» (М. М. Камшилов). Эта система понятий в сочетании с достижениями в области палеоантропологии, приматологии, этологии, экологии и генетики современных человеческих популяций, наряду с результатами новейших исследований в археологии и этнографии, психологии, нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности, а также с философскими исследованиями проблем предыстории, значительно стимулировала современную разработку эволюционно-биологических аспектов теории антропосоциогенеза.
У исследователей, разрабатывающих теорию антропогенеза, возрос интерес к учению об ароморфной эволюции. Значение этого учения для проблемы антропосоциогенеза отмечалось в работах К. М. Завадского (1958, 1967а), Ю. И. Семенова (1966), М. Б. Туровского (1963), Ю. И. Ефимова (1967) и др. Было продолжено исследование понятия «эпиморфоз» и рассмотрен вопрос о величине и эволюционной ценности ароморф-ных преобразований в процессе эпиморфной эволюции (Ефимов, 1972). С позиций теории ароморфозов установлено, что понятие об эпиморфозе является весьма существенным для анализа закономерностей «неограниченного прогресса», т. е. прогрессивного развития эврибионтных групп, способных сохранять внутренние возможности для дальнейшего совершенствования организации в сторону высшей — социальной формы движения материн.
Понятие «эпиморфоз» позволяет выделить для специального анализа собственно биологический аспект проблемы антропогенеза, т. е. сделать упор на выяснении вопроса о значении естественного отбора как фактора гоминизации, а также рассмотреть с эволюционных позиций проблему формирования надорганизменных, стадных систем организации, послуживших основой для развития высших форм «разумного поведения» (Северцов) и ставших одним из важнейших условий возникновения общественных связей. Анализ соотношения понятия «эпиморфоз» и «неограниченный прогресс» оказался эффективным для понимания проблемы направленности процесса гоминизации и перспектив биологического развития человека.